Не с деепричастиями. Выполните задания:
Задание 1. СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
№1 Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь, вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом, не_щадя сил.
№2 Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин, не_давая обещаний, не_навидя трусость, не_глядя по сторонам, работает не_торопясь, не_покладая рук, не_доиграв партии, смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись.
Задание 2.Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки.
Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.
(Не) спеша бродят медведи.
Листва берёз висит (не) шелохнувшись.
Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.
Лёжа пищи (не) добудешь.
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.
Задание . Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах.
1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.
2.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.
3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.
4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.
5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.
№1: Не годуя на ненастье, не смыкая глаз, не растеряв друзей, не мечтая о будущем, не дождавшись звонка, не взлюбив щенка, шёл не оглядываясь, вышла замуж не любя, не вмешиваясь в события, не пользуясь успехом, не щадя сил.
- В этом предложении деепричастие употреблено с отрицательной частицей "не" и имеет значение запрещения или невозможности совершить какое-либо действие. Например, "не годуя" - не выражая негодования, "не смыкая глаз" - не закрывая глаза и т.д. Такие деепричастия могут выступать в роли обстоятельства способа действия или ситуации.
№2: Не давая опомниться, не уронив своего достоинства, не скрывая истинных причин, не давая обещаний, не навидя трусость, не глядя по сторонам, работает не торопясь, не покладая рук, не доиграв партии, смотрел не доумевая, совсем не растерявшись.
- В данном предложении деепричастия также употреблены с отрицательной частицей "не". Они указывают на то, что действие не выполнено или не происходит, например, "не давая опомниться" - не давая возможности прийти в себя, "не уронив своего достоинства" - не потеряв свою честь и т.д.
Задание 2:
1. Не слушая, не услышишь – не смотря, не увидишь.
- В данном предложении деепричастие "не слушая" и "не услышишь" перешли в наречия "не смотря" и "не увидишь". Они указывают на отсутствие необходимых действий или знаний перед осуществлением других действий, например, "не слушая" - без внимания, "не услышишь" - без восприятия звука.
2. (Не) спеша бродят медведи.
- В данном предложении деепричастие "спеша" перешло в наречие "с спеша". Оно указывает на способ или обстоятельство времени действия, например, "спеша бродят медведи" - медведи бродят, не торопясь.
3. Листва берёз висит (не) шелохнувшись.
- В данном предложении деепричастие "шелохнувшись" перешло в наречие "не шелохнувшись". Оно указывает на отсутствие движения или изменения состояния, например, "шелохнувшись" - двигаясь, "не шелохнувшись" - без движения.
4. Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.
- В данном предложении деепричастия "нехотя" и "невидимых" перешли в наречия "не хотя" и "не видимых". Они указывают на способ или отсутствие определенного качества, например, "нехотя отрываются" - неохотно отрываются, "невидимых паутинках" - на невидимых паутинках.
5. Лёжа пищи (не) добудешь.
- В данном предложении деепричастие "лёжа" перешло в предлог "в лёжа". Он указывает на обстоятельство положения или состояния, например, "лёжа" - находясь в положении лежа, "в лёжа" - в положении лежа.
Задание 3:
1. Чуть свет я вставал и, наскоро напившись чаю, пускался в путь.
- В данном предложении деепричастие "наскоро напившись" указывает на совершенное действие, которое произошло до главного действия "пускался в путь". Устно можно объяснить пунктуацию так: "Чуть свет, я вставал и, наскоро (напиться чаю), пускался в путь."
2. Выбрав где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.
- В данном предложении деепричастие "выбрав" указывает на совершенное действие, которое произошло до главного действия "приказывал лодке причаливать". Устно можно объяснить пунктуацию так: "Выбрав (где-нибудь сухой песчаный берег), я приказывал лодке причаливать к нему."
3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не смея подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.
- В данном предложении деепричастие "не смея" указывает на невозможность или запрет на совершение действия "подступить к суровому царю". Устно можно объяснить пунктуацию так: "Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (смея подступить к суровому царю), и только изредка урывали сзади небольшие кусочки."
4. Оставив деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.
- В данном предложении деепричастие "оставив" указывает на совершенное действие, которое произошло до главного действия "поплыл вниз по реке". Устно можно объяснить пунктуацию так: "Оставив (деревню Никольскую), я поплыл вниз по реке."
5. Поднявшись с восходом солнца и указав направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.
- В данном предложении деепричастия "поднявшись" и "указав" указывают на совершенные действия, которые произошли до главного действия "мы отправились вперёд". Устно можно объяснить пунктуацию так: "Поднявшись (с восходом солнца) и (указав направление), по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд."