Найдите все средства выразительности речи Мне вспомнилась одна поездка в трамвае. 2) Тогда в трамваях еще были кондукторы. 3) В нашем вагоне кондукторшей оказалась пожилая женщина маленького роста.
4) На остановке в вагон села компания молодых людей и несколько рабочих с текстильной фабрики, где только что кончилась смена. 5) Все пассажиры взяли билеты, а молодые люди из этой компании билетов брать не стали. 6) Кондукторша подошла к ним:
7) — Оплатите проезд.
8) Трое отвернулись. 9) Один, нахально улыбаясь, сказал: «Проездной у меня. Туда и обратно» — и захохотал. 10) Пятый полез в карман, достал монету, а когда кондукторша протянула за ней руку, поднял монету к потолку.
11) — Что же, бабуля, ты не даешь мне билета? 12) Я деньги приготовил! 13) Допрыгни!
14) Компания загоготала.
15) Кондукторша снова повторила:
16) — Оплатите проезд!
17) Но молодые люди продолжали издеваться над пожилой женщиной.
18) Мы ехали во втором вагоне, кондукторша не могла позвать на вожатого, а когда попробовала позвонить в звонок, чтобы остановить трамвай, парень, который был заводилой, заслонил звонок спиной.
19) Пассажиры стали увещевать хулиганов:
20) — Постыдились бы!
21) Но увещевания только подзадоривали безобразников.
22) — Вы что-то сказали? 23) Ты, шляпа, к тебе обращаюсь! 24) Ты что — контролер? 25) А не контролер — помалкивай в тряпочку!
26) Человек в шляпе замолчал. 27) На его лице появился страх. 28) Он знал, на что бывают такие компании.
29) У меня кровь бросилась в голову, и, еще не зная, что сделаю в следующую секунду, я шагнул к хулиганам.
30) Но меня опередили. (31) Немолодой мужчина подошел к заводиле:
32) — А ну, марш от звонка!
33) Тот начал:
34) — А тебе что, папаша, на...
35) Договорить он не успел.
36) «Папаша» так двинул его плечом, что тот отлетел в сторону. 37) Кнопка звонка была нажата. 38) В моторном вагоне задребезжал звонок. 39) Трамвай резко остановился.
40) — Извините, товарищ кондуктор, — сказал «папаша». — 41) Откройте дверь. 42) Мы сейчас наведем порядочек.
43) Дальше все происходило, как в кинокартине, где торжествует справедливость. 44) Поднялись все мужчины, ехавшие в вагоне, в том числе и преодолевший свой испуг «человек в шляпе», и негодяев, мгновенно утихнувших, вышвырнули из вагона. 45) Приземляясь в осенней луже, они верещали:
46) — За что? 47) Хулиганы!
48) Вагон тронулся. 49) «Папаша» сказал:
50) — Видывали таких. 51) Трусы!
52) Он прав. 53) Хулиганы всегда трусы — их «геройство» гроша ломаного не стоит. 54) Они измываются над окружающими, красуются, пока не почувствуют твердого отпора.
(По С. Львову)
1) Диалоги - обмен репликами между персонажами текста, которые помогают оживить рассказ и передать эмоции персонажей. Наличие диалогов в тексте позволяет читателю лучше понять, какие события происходят и какие эмоции испытывают герои.
2) Описания - детальное описание персонажей и ситуаций позволяет представить картину происходящего перед глазами читателя. Описание позволяет создать атмосферу и передать настроение рассказчика.
3) Предложения с оценочными словами и выражениями - автор использует такие слова, как "маленького роста", "нахально улыбаясь", "загоготала", "подзадоривали безобразников", "страх", "торжествует справедливость". Они помогают передать отношение автора к описываемым событиям и создать яркую картину происходящего.
4) Повторы - в тексте присутствует несколько повторов, например, фраз "Оплатите проезд" (в предложениях 7 и 16), что помогает подчеркнуть настойчивость кондукторши и отношение молодых людей к ее требованию.
5) Особое акцентирование внимания - автор выделяет некоторые персонажи и действия, используя кавычки или курсив. Например, фраза "Туда и обратно" отделяется кавычками, что позволяет подчеркнуть нахальность и грубость говорящего персонажа.
Шаги решения данной задачи:
1) Вспомнить все средства выразительности речи, изученные в школе.
2) Внимательно прочитать текст, обратить внимание на выделенные особенности.
3) Постепенно и подробно рассмотреть каждое средство выразительности, расположенное в тексте.
4) Объяснить и дать примеры для каждого средства выразительности, чтобы рассказ стал понятным и доступным для школьника.