Найдите стилевые черты, которые противопоставляют эти
тексты записям устной речи, приведенным в §2 главы 1
1. Что такое университет?
Университет – это община ученых. Это не детский сад, не клуб,
не реформаторий; это не политическая партия и не агентство по
пропаганде. Университет – община ученых.
Ученые, составляющие эту общину, были избраны своими
предшественниками, потому что оказались наиболее подходящими
для изучения и преподавания в той или иной области знания. Луч-
ший университет тот, в котором наибольшая часть ученых является
самой компетентной в выбранных ими отраслях науки.
До известной степени возможности университета привлекать
наилучших ученых ограничиваются тем вознаграждением, которое
он в состоянии предложить. В известной мере они зависят от биб-
лиотек и лабораторий. Но известно, что великие ученые жертвовали
материальными и другими благами ради одного совершенно неотъ-
емлемого для них призвания – свободы.
Без свободы исследований, свободы суждений и свободы препо-
давания университет не может существовать. Без этих свобод уни-
верситет становится политической партией или агентством по про-
паганде. Он перестает быть университетом.
Роберт М. Хетчинс
• Текст 2
Старушка украла жестяной чайник, стоимостью дешевле пятиде-
сяти копеек... Защитником старушки выступил Фёдор Никифорович
Плевако (1842–1909). Прокурор решил заранее парализовать влия-
ние защитительной речи и сам высказал всё, что можно было сказать
в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незна-
чительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость.
Но – собственность священна, всё наше гражданское благоустройст-
во держится на собственности, если мы позволим людям потрясать
её, страна погибнет.
Поднялся Плевако:
– Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за
её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушилось на неё,
взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия... Но теперь...
Старушка украла чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия, уж
конечно, не выдержит, от этого она погибнет...
Оправдали.
1. Официальный стиль. Текст 1 является более официальным и формальным, так как выражает точку зрения автора, касающуюся университета как научной общины. В нем используются термины и определения, характерные для ученого или административного языка.
2. Информационный стиль. В тексте 1 подробно описывается сущность университета и его особенности. Автор предоставляет информацию о том, что университет - это община ученых, а также о том, как ученые попадают в эту общину и какое значение имеет компетентность ученых.
3. Грамматическая точность. Текст 1 более склонен к использованию грамматически правильных конструкций и структур, чтобы передать информацию ясно и точно.
4. Использование терминов и определений. В тексте 1 присутствуют специфические термины и определения, которые относятся к научной деятельности, такие как "избраны своими предшественниками", "компетентность в выбранных отраслях науки" и т.д. Это свойственно ученым и академическому стилю.
5. Структурированность. Текст 1 имеет четкую структуру, в которой автор описывает основные аспекты университета и его функционирования поэтапно. Это помогает ученику лучше понять информацию и организовать свои мысли.
6. Формальное выражение мыслей. Автор текста 1 выражает свои мысли и идеи в формальной, а не эмоциональной форме. Он уделяет внимание фактам и аргументам, а не эмоциональной образности.
7. Академический язык. В тексте 1 используется академический язык, который характеризуется использованием специфических терминов, формальных конструкций и структур.
В целом, текст 1 отличается более официальным, точным и информационным стилем, который присущ научным и академическим текстам. Это помогает передать сложные концепции и идеи студентам и учащимся школы.