Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. запишите номера этих предложений.
(1)языковая норма, опираясь на традиции и авторитет и оперируя понятиями «хорошо — плохо», «допустимо — недопустимо», «культурно — некультурно», выбирает одно и отвергает другое. (2)она складывается в результате сложных процессов. (3)в общенародный язык вторгаются формы из разных слоёв языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечия, неологизмы. (4)одни языковые элементы представляются допустимыми, другие — «неправильными». (5)эти представления интуитивны: человек не задумывается о причинах своих оценок. (6)он твёрдо знает: так говорить можно, а так нельзя. (7)например, в одном рассказе к. г. паустовского маленькая деревенская девочка поёт: «так во время воздушной трявоги // народилась красавица дочь», а её подруга, не изучавшая основ культуры речи, насмешливо комментирует: «темнота! надо говорить — тревоги, а не трявоги».
Для решения этой задачи мы должны вспомнить, какие функции может выполнять двоеточие в предложении.
Одна из основных функций двоеточия — это ознаменование цитаты, выделение отдельной части текста, которая должна привлечь особое внимание читателя. В этом случае двоеточие ставится перед цитируемым фрагментом и после него.
Проанализируем предложения из текста и выясним, в каких из них двоеточие выполняет такую функцию.
(1) "языковая норма, опираясь на традиции и авторитет и оперируя понятиями «хорошо — плохо», «допустимо — недопустимо», «культурно — некультурно», выбирает одно и отвергает другое."
В этом предложении нет двоеточия, поэтому оно не подходит под заданные условия.
(2) "она складывается в результате сложных процессов."
В этом предложении также нет двоеточия.
(3) "в общенародный язык вторгаются формы из разных слоёв языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечия, неологизмы."
Здесь мы видим двоеточие, которое отделяет перечисление форм, вторгающихся в язык, от самого предложения. Это предложение подходит под заданные условия.
(4) "одни языковые элементы представляются допустимыми, другие — «неправильными»."
В этом предложении также есть двоеточие, которое выделяет цитируемые слова «неправильными». Оно подходит под заданные условия.
(5) "эти представления интуитивны: человек не задумывается о причинах своих оценок."
В этом предложении есть двоеточие, которое означает ознаменование цитаты "интуитивны". Поэтому это предложение также подходит под заданные условия.
(6) "он твёрдо знает: так говорить можно, а так нельзя."
В данном предложении мы видим двоеточие, которое отделяет заключение утверждения "он твёрдо знает" от цитаты "так говорить можно, а так нельзя". Поэтому это предложение также подходит под заданные условия.
(7) "например, в одном рассказе к. г. паустовского маленькая деревенская девочка поёт: «так во время воздушной трявоги // народилась красавица дочь», а её подруга, не изучавшая основ культуры речи, насмешливо комментирует: «темнота! надо говорить — тревоги, а не трявоги»."
В данном предложении тоже есть двоеточие, которое отделяет цитаты диалога девочки и ее подруги. Поэтому это предложение также подходит под заданные условия.
Таким образом, предложения под номерами 3, 4, 5, 6 и 7 удовлетворяют условию задачи.