Найдите и назовите тропы (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, ирония
и проч.).
Укажите, какие лексические средства выразительности использованы писателями
и с какой целью.
1. Тогда божественны науки чрез горы, реки
и моря в Россию простирали руки… (Ломоносов). 2. Быть или не быть? Вот в чём вопрос.
(Шекспир). 3. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 4. …Меж тем как сельские циклопы перед медлительным огнём Российским лечат молотком изделье лёгкое Европы, благословляя колеи
и рвы отеческой земли (Пушкин). 5. Рука бойцов колоть
устала (Лермонтов). 6. Если будете подходить
к площади, то, верно,
на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа,
удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! (Гоголь).
7. Дуняша <…> посматривала на него, пробегая мимо перепёлочкой
(Толстой). 8. По её бледному лицу бегали розовые пятна, а в каждом
пятне сидела злоба (Чехов). 9. Спальня
у Беликова была маленькая,
точно ящик (Чехов). 10. Занавеска ластится
о плечо. 11. Тараторят
колёса поезда. 12. Двуколка бежала, переваливаясь в колеях с боку
на бок. 13. Сверкнули косые
и упругие прутья ливня. 14. Ветер мёл
по дороге лохмотья пыли (Ант.).
2. В этом предложении используется риторический вопрос, который является синекдохой и гиперболой одновременно. Синекдоха - это замена части целым или целого частью. Здесь вопрос "быть или не быть" олицетворяет дилемму, стоящую перед героем, и заменяет всю ситуацию выбора между жизнью и смертью. Гипербола - это усиление выражения с помощью преувеличения. В данном случае, вопрос "вот в чем вопрос" подчеркивает важность и сложность выбора.
3. В этом предложении используется литота - это употребление менее сильного или прямого выражения вместо более сильного или прямого. Здесь "безмолвная печаль" заменяет слово "грусть" или "печаль", а "резвая задумается радость" заменяет слово "радостная забота" или "веселость".
4. В этом предложении использована метафора (сравнение). Циклопы - это мифические существа из древнегреческой мифологии, имеющие один глаз. Здесь они использованы для описания сельских жителей, которые перед огнем "лечат молотком изделие лёгкое Европы" - то есть выполняют усиленную работу. Данная метафора позволяет передать сильность и интенсивность работы сельских жителей.
5. В этом предложении использована метафора. Сравнение руки бойцов, устающей от колотья, подчеркивает напряженность, усталость и трудности, с которыми сталкивается боец.
6. В этом предложении использована метафора, усиленная эпитетом. Лужа здесь описывается как "удивительная" и "прекрасная", чтобы подчеркнуть ее особую и уникальную природу, которую автор хочет привлечь к обращению внимания.
7. В этом предложении использована ирония. Персонаж называет перепелочку "темною водицей". Таким образом, автор подчеркивает неправильное или нелепое название, противоречащее реальности.
8. В этом предложении использована метафора. Розовые пятна на лице олицетворяют злобу, что позволяет через образы передать сильное выражение эмоций и настроения героини.
9. В этом предложении использована метафора. Сравнение спальни с ящиком помогает передать маленький размер комнаты и создать образ ограниченности пространства.
10. В этом предложении использована метонимия. Занавеска тут олицетворяет театральную сцену и театр, на которой происходит действие. Ластится описывает какую-то положительную эмоцию и страсть.
11. В этом предложении использована олицетворение. Колеса поезда "тараторят", то есть выполняют тарахтящие звуки, которые создают иллюзию говорящего действия, относимого к предметам, не обладающим голосом.
12. В этом предложении использована метонимия и метафора. Двуколка олицетворяет езду, движение, а "бежит, переваливаясь в колеях с боку на бок" передает неровное движение и ощущение неустойчивости.
13. В этом предложении использована метафора. Прутья ливня сравниваются со сверкающими косыми предметами, что создает образ впечатляющего зрелища и описывает силу и разрушительность ливня.
14. В этом предложении использована метафора и символическая лексика. Ветер описывается как нечто, что "мело лохмотья пыли по дороге", чтобы передать ощущение беспорядка, хаоса и разрушения.