Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Оба вместе обус- ловливают иногда нераздельность свою в мысли одним названием... Язык есть собственность нераздельная целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранит- ся народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, — ни умножиться, ни растратиться. Частная воля может не захотеть пользоваться им, отречься от его хранения, отречься с этим вместе от своего народа; но за тем не последует уменьшение ценности богатств, ей не принадлежащих. Незави- симый от частных волей, язык не подвержен в судьбе своей случайностям. Всё, что в нём есть, и всё, что в нём происходит, и сущность его и изме- няемость, всё законно, как и во всяком произведении природы. Можно не понимать, а потому и не признавать этой законности, но от того законы языка не перестанут быть законами. Можно не понимать их, можно и понять, — и разумение их необходимо должно озарять своим светом наблюдение подробностей языкознания. Народ выражает себя в языке своём. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в языке его, Деятельность есть движение; ряд движений есть ряд изменений; изменения, происходящие в уме и деятельности народа, также отражаются в язы- ке, Таким образом, изменяются народы, изменя- ются и языки их, Как изменяется язык в наро- де? Что именно в нём изменяется и по какому пути идёт ряд изменений? Без решения этих во- просов невозможно уразумение законов, кото- рым подлежит язык как особенное явление при- роды, Решение их составляет историю языка; изыскания о языке, входящие н состав народной науки, невозможны без направления исторического. История языка, нераздельная с историей на- рода, должна входить в народную науку как её необходимая часть. план текста