Напишите сочинение по прочитанному тексту по заданной композиционной схеме (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное мнение относительно актуальности проблемы и согласие/несогласие с позицией автора).
Говорить об экологии сейчас, в ХХI веке, — значит говорить уже не об изменении жизни, а о её Сегодня фронт борьбы за природу проходит через любой лес и пашню, «по границам Ясной Поляны и усадьбы Островского, и уж если это война, то действительно гражданская» (Ю. Черниченко).
Гражданская совесть не позволила остаться в стороне лучшим писателям второй половины ХХ века — В. Распутину, В. Астафьеву, Ю. Залыгину, В. Белову, Ч. Айтматову и другим. Они вышли на передний край борьбы за очищение окружающей среды ещё в 80-е годы столетия.
Об огромном вреде природе, человеку, нанесённом «стройками века», кампанией против «неперспективных» деревень, говорит
В.Распутин в своих повестях «Пожар» и «Прощание с Матёрой».
Об экологии природы, об экологии духа, о тяжких последствиях
утраты нравственных устоев человеком пишет В. Астафьев в книге «Царь-рыба».
Ощущением реальной опасности конца, катастрофичности мира пронизан роман Ч. Айтматова «Плаха». Разрушение мира природного оборачивается у Айтматова деградацией человека, личности. Писатель рассказывает о «моюнкумском светопреставлении» — преступном браконьерстве, возведённом в ранг государственной политики: «…требование момента — хоть из-под земли, но дать план; год, завершающий пятилетку, что скажем народу, где план, где мясо, где выполнение обязательств?». И вот вертолёты гонят по саванне стада сайгаков туда, где их поджидают охотники, а вернее, расстрельщики. «На вездеходах-„уазиках“ расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили, как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы — бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай». Сцена страшная, вызывающая такое же содрогание, как и фашистские палачества.
После моюнкумской трагедии на уничтожение обречена и естественная среда обитания животных саванны.
Айтматов взывает к людям: одумайтесь, осознайте свою ответственность за всё, что так предельно обострилось и сгустилось в мире.
Землю надо угроза экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия.
(Т. И. Горяинова)