совершенно другим предстает собакевич. это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработки. это хозяин- кулак. он готов продать все, содрать по сто рублей даже за мертвые души. вся обстановка его дома, манеры, внешность говорят о нравственном одичании этого барина. он грубиян и циник, не уважает даже людей своего круга. да, такого дворянина трудно представить "белой костью" и "отцом крестьян". с общественной же точки зрения он представляет собой прошлое явление, ибо ярый враг всяческого прогресса. с такими " жизни", конечно, нельзя было вывести страну из отсталости, хотя для крестьян собакевич лучше, чем плюшкин.в образе обходительного, сладкоречивого манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики. все шло само собой, приходило в упадок, мужики пьянствовали и обманывали барина. ум хозяина занят пустой, несбыточной мечтой. недаром утвердилось выражение "маниловские мечтания" в смысле бесполезных, безжизненных фантазий. между тем, за два года манилов прочитал всего 14 страниц одной единственной книги. используя выражение белинского, можно сказать, что манилов - "старший брат" обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени. под стать собственнической натуре собакевича и "дубинноголовая" коробочка, которая набирает потихоньку деньжонок и боится продешевить "мертвые души". пределом человеческого падения является плюшкин. хотя в много образов скряг, но этот настолько силен, что слово "плюшкинство" как синоним крайней и бессмысленной скупости прочно утвердилось. он стал "прорехой на человечестве". крестьяне доведены до такого обнищания, что десятками бегут от него и сотнями мрут, а он утверждает, что народ завел от праздности привычку "трескать". сам он тоже живет впроголодь, одевается, как нищий (чичиков даже не признал его за барина, а думал, что это баба). вся жизнь его проходит в выглядывании того, что можно спрятать, в слежке за ключницей, в ссорах с ней, а в это время добро гниет и гибнет. душа плюшкина окаменела, чувства притупились. омерзение охватывает читателя при раздумьях об этом человеке.