Почему мы без затруднений пишем О в слове вода? Потому что легко проверяем гласную в слабой позиции с ударения: водА – вОдный. Но как проверить, например, слова «компот» и «композитор» ? Здесь придет на этимология, которая проясняет хотя и скрытые «пылью веков» , но реально существующие словообразовательные и семантические связи между словами. В итоге многие непроверяемые написания становятся легко проверяемыми. В самом деле, казалось бы, какая может быть связь между компотом и композитором? Разве что некоторые композиторы любят компот больше, чем другие напитки? Однако оказывается, что оба слова имеют абсолютно одинаковую этимологическую латинскую приставку ком-, синонимичную русской со- (как в словах сотрудник, сочувствие») . Композитор буквально значит «составитель, сочинитель» , а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод) . Этимологическими родственниками композитора и компота являются также композиция (буквально «состав») , компонент («составная часть чего-либо») , компоновка («составление целого из частей») , компоновать. В придачу к занимательному рассказу получаем возможность проверить безударные гласные в таких сложных словах с обычного компота. Что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Капуста - очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образовано от слова «капут» - голова. Слово капитан произошло от него же. Медведь – образовано от слов «мёд» и «ведает» . То есть зверь, знающий, где найти в лесу мёд. Деревня - в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, расчищенное от деревьев) . Корова – от латинского «кор» – рог. Т. е. «корова» – рогатая, имеющая рога. Петух – прозвали так за к пению. То есть слово «петух» образовано от слова петь. Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова как «ворота, забор» . Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел. Колесо, колея коляска, кольцо, кольчуга, около, околыш, околица … Зачем же они включены в общую группу? Этимология даст нам ответ: все они произошли от слова «коло» , что значит «круг» . А проверить правописание безударной гласной в начале слова можно проверить так: если здесь этимологический корень -кол- – значит, перед ним может находиться только приставка, причем приставка о-, потому что приставки а- в русском языке нет. Ровно полвека назад сотрудники научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук нашей страны организовали исследование с целью выяснить, какой метод изучения непроверяемых написаний является самым эффективным. Эксперимент проводился в ряде российских школ в естественных условиях обучения и дал сенсационные результаты. Оказалось, что применение словообразовательно-этимологического анализа в доступной для учащихся форме обеспечивает в 8–15 раз лучшее усвоение орфографического материала, чем другие методы. Использование этимологической информации приводило к снижению количества ошибок в словах с непроверяемыми написаниями в среднем в 8,7 раза! Также оказалось, что даже спустя два-три года по окончании школы выпускники-нефилологи хорошо помнят и правильно применяют в правописной практике орфографически значимую информацию по истории
В самом деле, казалось бы, какая может быть связь между компотом и композитором? Разве что некоторые композиторы любят компот больше, чем другие напитки? Однако оказывается, что оба слова имеют абсолютно одинаковую этимологическую латинскую приставку ком-, синонимичную русской со- (как в словах сотрудник, сочувствие») . Композитор буквально значит «составитель, сочинитель» , а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод) .
Этимологическими родственниками композитора и компота являются также композиция (буквально «состав») , компонент («составная часть чего-либо») , компоновка («составление целого из частей») , компоновать.
В придачу к занимательному рассказу получаем возможность проверить безударные гласные в таких сложных словах с обычного компота.
Что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап.
Капуста - очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образовано от слова «капут» - голова. Слово капитан произошло от него же.
Медведь – образовано от слов «мёд» и «ведает» . То есть зверь, знающий, где найти в лесу мёд.
Деревня - в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, расчищенное от деревьев) .
Корова – от латинского «кор» – рог. Т. е. «корова» – рогатая, имеющая рога.
Петух – прозвали так за к пению. То есть слово «петух» образовано от слова петь.
Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова как «ворота, забор» . Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Колесо, колея коляска, кольцо, кольчуга, около, околыш, околица …
Зачем же они включены в общую группу?
Этимология даст нам ответ: все они произошли от слова «коло» , что значит «круг» .
А проверить правописание безударной гласной в начале слова можно проверить так: если здесь этимологический корень -кол- – значит, перед ним может находиться только приставка, причем приставка о-, потому что приставки а- в русском языке нет.
Ровно полвека назад сотрудники научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук нашей страны организовали исследование с целью выяснить, какой метод изучения непроверяемых написаний является самым эффективным. Эксперимент проводился в ряде российских школ в естественных условиях обучения и дал сенсационные результаты. Оказалось, что применение словообразовательно-этимологического анализа в доступной для учащихся форме обеспечивает в 8–15 раз лучшее усвоение орфографического материала, чем другие методы. Использование этимологической информации приводило к снижению количества ошибок в словах с непроверяемыми написаниями в среднем в 8,7 раза!
Также оказалось, что даже спустя два-три года по окончании школы выпускники-нефилологи хорошо помнят и правильно применяют в правописной практике орфографически значимую информацию по истории