Написать сочинеие по тексту всю жизнь буду в долгу и буду искупать его вам. вот текст: ровно восемь веков назад был предпринят поход, закончившийся неудачей; и вот случилось так, что память о нем стала для культуры драгоценным достоянием. все мы помним со школьной скамьи, как горько пришлось заплатить новгород-северскому князю игорю святославичу за нежелание делиться с другими князьями славой победы. ни победы, ни славы не было, воины понапрасну полегли на берегу каялы, о которой до сих пор не известно, что это была за река, но самое название которой звучит для нашего уха загадочно и грозно, словно древнее проклятие. князь испытал участь пленника, и если ему все же удалось бежать, так ведь это тоже не просто — он бросал на произвол судьбы своих дружинников, товарищей по несчастью. ипатьевская летопись повествует, как он поначалу зарекался от побега: \"…неславнымъ поутемь не имамъ пойти\". он так много думал о славе, и ему не осталось иного пути на волю, кроме \"неславного\". что ж, разъяснят, насколько типичной для эпохи была коллизия между личной гордыней феодала, который вел свою войну, предпринимал свой поход, и долгом полководца, государственного мужа перед всей родной землей. филологи добавят, как подобная коллизия проявлялась то в одной, то в другой средневековой , — вспомним хотя бы беортнота, герцога эссексского и героя эпоса о битве при мэлдоне, который отказом от переговоров с викингами и неуместной демонстрацией заносчивого великодушия в ведения войны навлек гибель на свою дружину и беду на свой народ. все это неудивительно. удивительно другое — что мы спустя восемь столетий вспоминаем 1185 год как одну из самых славных вех нашего предания. слава явилась, хотя совсем не та, о которой мечтал князь, и не та, что добывают для себя, а та, что принадлежит всему кругу культурной и жизненной традиции, принимающему в себя все новые и новые поколения. опыт поражения князя игоря был настолько переработан и осмыслен творческой совестью , что это уже имеет отношение к самому важному делу: чтобы сбылась россия как явление духовное. вот рассказ той же ипатьевской летописи об обстоятельствах пленения игоря. князь в руках врагов: о чем он думает — о себе, о своей униженной гордыне? нет, о брате всеволоде, которого видит в самой гуще боя, \"крепко борющася\". им владеет не ярость попавшего в западню храброго хищника, а жалость, тревога за другого. а на какие мысли наводит его плен? с чувством вины припоминает он горе, которое сам причинил другим, когда в междоусобной войне отдал на разграбление город глебов. казалось бы, что ж тут такого — во времена усобиц чуть ли не все так поступали, и весьма вероятно, что поступок игоря был лишь ответом на подобные действия владимира переяславского. с точки зрения феодальной этики все правильно. но нет, своя беда пробуждает у героя чуткость к чужой беде и к своей вине. это замечательная черта, для которой едва ли сыщется аналог в какой-либо из той эпохи. как кажется, мы вправе усмотреть в ней примету характера. когда рыцарь иной страны искал бы в горделивой замкнутости компенсации своей неудачи, князь игорь не боится чувствовать себя виноватым, дает страданию довести себя до точки совести и жалости. для контраста: такому \"зерцалу рыцарства\", как ричард львиное сердце, едва ли приходили на ум за восемнадцать месяцев плена бедствия безвинных жертв его войн, в том числе и тех, которые он вел против родного отца, — по крайней мере, предание об этом умалчивает. интонация жалости звучит в \"слове о полку игореве\", как, , ни в каком другом произведении героического эпоса. конечно, великая эпическая поэзия во все времена и у всех народов была совсем не такой, какой ее хотелось бы видеть завоевателям и хищникам. вопреки ницше она в конечном счете поразительно мало говорила о \"добыче и победе\", она воспевала не удачу, а мужество и потому была внимательна к страданию, перед лицом которого мужество осуществляет себя.

KrazyKot KrazyKot    2   20.05.2019 14:10    5

Ответы
Flowers09 Flowers09  14.06.2020 00:27

Почему опыт поражения так важен? Почему он стал предметом осмысления творческой совестью русской литературы? Эту проблему поднимает автор предложенного текста.

Позиция его звучит вполне определённо: "своя беда пробуждает у героя чуткость к чужой беде и в своей вине.

Ну, а дальше -  согласен и аргументы. Или - не согласен - и тоже аргументы!

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ