НАПИСАТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (1)Приеажали к ним и деренню учёные. (2)Подробно вымерили они дороги, ручьн, озера, а потом ныспрашивали, что и как называется. (3)Это чтобы простанить на карте верные названия. (4)Один ученый принёс как-то ним план, показынает на маленькую
речку, что течёт за леском, неподалеку от деревни:
(5)Есть унее наавание?
(6)Мальчишки первыми п разговор сунулись. (7)Кричат:
(8)Есть, есть! (9)Это Хрустальная речка!
(10)И нзрослые подтверждают:
(11 (11)Верно, так она и вовётся - Хрустальнах.
(12)Услыхал учёный про налвание речки, губы скривил: (13)Хруста-альная?! (14)Откуда ядрут такое название?
(15)Говорятему:
(16)Всегда было… исконное оно. (17)Оченидно, говорит, - какой-то местный поот лдесь память оставил. (18)Наныдумывал поэтических названий. (19)Худосочный лесок получил титул «Звонной грины», озеро именуется «Черным», словно море, а речка - так и вовое «Хрустальная»! (20)Как в поэме! (21)А эта самая речка тиной провоняла. (22)Чего в ней хрустального?
(23)Сказал это, обвёл всех плоскими, как пуговицы, глазами и за-
шагал прочь. (24)Мы над ним посмеялись, разошлись.
(25)Не всё, нидать, знает учёный: речка ведь и на самом деле бывает
хрустальная, не зря назвали.
(26)Весною, после половодья, по утрам мы непременно на эту речку ходим и ждём дня, когда выпадет лединая роса. (27)Бывает такой день раз в году. (28)И если не прозеваешь его, не пропустишь, запомнишь навсегда. (29)Ранним студеным утром, ещё до восхода солица, берега речки покрываются ледяными кристаллами. (30)На каждой травинке, на каждом стеб- зе осоки и даже на нижних ветках кустон рождаются прозрачные ледяные столбики. (31)Они большие - величиной с палец.
(32)Набежит ветер, качнёт кусты и траву - над рекой перезвон. (33)Тонкий, стеклянный. (34)А взойдет солнце - заслоняйся рукой: каждый дый столбик вспыхнет жёлтым, фиолетовым, зелёным огнём и так заиск- ритея, будто внутри него лампочку зажгли. (35)Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей инняка. (36)Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.
(37)Вотона какая у нас бывает!
(ПоЭ.Ю. Шиму).
ответ: Основная мысль - нужно доверять тем кто больше знает.
Объяснение:
Шаг 1: В тексте рассказано о приезде ученых в деревню. Их основной задачей было правильно назвать различные объекты на карте, для чего они подробно измерили дороги, ручей, озеро и задавали вопросы местным жителям. Это было необходимо для создания точной карты местности с верными названиями.
Шаг 2: Один из ученых принес план и указал на речку, течущую за лесом, неподалеку от деревни. Мальчишки первыми заговорили и сказали, что речка называется Хрустальная. Взрослые подтвердили, что мальчишки правы.
Шаг 3: Ученый услышал название речки и удивился. Он спросил, откуда взялось такое название. Местные жители объяснили, что названия были даны поэтично и имеют свое историческое значение.
Шаг 4: Ученый, недовольный таким названием, скептически отнесся к этому объяснению и усомнился в его достоверности. Он покинул место, обвел всех вокруг плоским взглядом и ушел.
Шаг 5: В заключении автор текста говорит, что ученый, вероятно, не знает всей правды о реке. Речка на самом деле действительно бывает хрустальной, и весной местные жители с радостью ожидают день, когда на ее берегах образуются ледяные кристаллы. Такой день происходит раз в году. В это время на каждой травинке, каждом стебле осоки и ветке кустарника растут прозрачные ледяные столбики, которые светятся и переливаются разными цветами под солнечными лучами. В этот момент река становится истинным хрустальным чудом со сверкающими берегами.
Таким образом, основная мысль текста заключается в том, что речка по имени Хрустальная становится магическим местом весной, когда на ее берегах появляются ледяные столбики, светящиеся разноцветными огнями, и создается волшебная атмосфера.