НАДО 1.Слепая елань куда повела Митрашу стрелка компаса было место погибельное. 2.Тут на веках немало затянуло в болото людей и еще больше скота.3. И тем кто идет в Блудово болото надо хорошо знать что такое Слепая елань.
4.Мы это так понимаем что все Блудово болото со всеми своими огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца.
5.Да, вот именно так и есть что горючее солнце было матерью каждой травинки каждого цветочка каждого болотного кустика и ягодки.
6.Всем им солнце отдавало свое тепло и они умирая разлагаясь в удобрении передавали его как наследство другим растениям кустикам ягодкам цветкам и травинкам.
7.Но в болотах вода не дает родителям – растениям передать все свое добро детям.8. Тысячи лет это добро под водой сохраняется и болото становится кладовой солнца. 9.Потом вся кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство.
10.Блудово болото содержит огромные запасы горючего но слой торфа не везде одинаковой толщины.
11.У Лежачего камня где сидели дети растения слой за слоем ложились друг на друга тысячи лет.
Задания :
1. Прочитайте текст, определите тип текста, стиль текста, основную мысль текста. 3 б
2. Найдите в тексте и укажите номера предложений ССП и СПП. 3б
3. Выпишите 4 предложение, расставьте знаки препинания, определите вид предложения, подчеркните основу предложения. 2б
4. Выпишите из текста одно СПП с придаточным определительным и одно с придаточным изъяснительным, выполните полный синтаксический разбор, составить схемы предложений. 6б
5. . Выпишите 6 предложение, расставьте знаки препинания . 1 б
Стиль текста: научно-популярный.
Основная мысль текста: описывается значение Слепой елани в Блудовом болоте и роль болота как кладовой солнца.
2. ССП (союзно-содержательные предложения) в тексте: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
СПП (союзно-подчинительные предложения) в тексте: отсутствуют.
3. Четвёртое предложение: "Мы это так понимаем, что все Блудово болото со всеми своими огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца."
Знаки препинания: запятая перед союзом "что".
Вид предложения: сложное.
Основа предложения: "Мы это понимаем".
4. СПП с придаточным определительным:
Предложение: "Но в болотах вода не дает родителям – растениям передать все свое добро детям."
Схема предложения:
- подлежащее: вода
- сказуемое: не дает
- дополнение: родителям – растениям
- придаточное определительное: что передать все свое добро детям
СПП с придаточным изъяснительным:
Предложение: "Всем им солнце отдавало свое тепло и они умирая разлагаясь в удобрении передавали его как наследство другим растениям кустикам ягодкам цветкам и травинкам."
Схема предложения:
- подлежащее: всем им (растениям)
- сказуемое: отдавало, умирая, передавали
- дополнение: свое тепло, его
- придаточное изъяснительное: как наследство другим растениям кустикам ягодкам цветкам и травинкам
5. Шестое предложение: "Всем им солнце отдавало свое тепло и они умирая разлагаясь в удобрении передавали его как наследство другим растениям кустикам ягодкам цветкам и травинкам."
Знаки препинания: запятая после "животики".
Полное предложение с знаками препинания: "Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь в удобрении, передавали его как наследство другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам."
Пожалуйста, убедитесь, что вы прочитали текст и решения правильно, и задайте уточняющие вопросы, если что-то не понятно.