На основе предоставленных фрагментов написать заключения о возможности публикации Научно-популярное издание
2. Как стать писателем
Для того чтобы трезво оценить шансы на успех, писателю необходимо взглянуть на книжный рынок глазами аналитика. Это только для автора книга – любимое детище; для издателей и торговцев это всего лишь товар.
При этом художественная литература – товар специфический: она не является жизненно необходимой.
Традиционно в мировой практике все книги делятся на две категории – художественная литература и нехудожественная. В просторечии первую называют худлит, а вторую – нон-фикшн (от англ. non-fiction, т.е. нехудожественная, невыдуманная литература).
Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. Иными словами, худлитом считаются романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых). Под категорию нон-фикшн подпадают учебники, энциклопедии и словари, монографии, биографии, мемуары, публицистика, путеводители и т.п.
В свою очередь художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
В жанровой литературе первую скрипку играет развитие сюжета, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки. Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны иметь предсказуемый сюжет. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных рамках создать уникальный мир.
Жанровая литература – это действие и быстрая смена декораций. Главный вопрос, который заботит читателя: «А что дальше?»
Существует много жанров.
Авангардная литература характеризуется нарушением канонов, языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
Боевик ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета – драки, погони красоток и т.п.
Детектив. Основная сюжетная линия – раскрытие преступления.
Исторический роман. Время действия . Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.
Любовный роман. Герои обретают любовь.
Мистика. Основа сюжета – сверхъестественные события.
Приключения. Герои ввязываются в авантюру или отправляются в рискованное путешествие.
Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.
Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики – альтернативная история.
Фэнтези / сказки – основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.
Совсем иное – мейнстрим (от англ. mainstream – основной поток). В книгах этого типа канонам не место. Читатели ждут от них неожиданных решений. Самое главное в мейнстриме – нравственное развитие героев, философия и идеология. Так что профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем. Если писатель замахивается на мейнстрим, но не удерживает планку или скатывается к шаблонам, то читатель будет разочарован.
Еще один важный признак мейнстрима – книги этого вида пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» – это только любовный роман или только историческая драма.
Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уильяму Дину Хоуэллсу (1866—1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналом своего времени – The Atlantic Monthly, он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.
В отличие от мейнстрима, который должен апеллировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их интересует искусство ради искусства. Они изливают душу и окунают читателя в мир своего подсознания. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой.
Качественной может быть книга, написанная в любом жанре; точно так книга любого жанра может стать бестселлером. Временами возникает мода на те или иные жанры. Например, в 1960-е и 1970-е особо популярной была фантастика, чуть позже – историческая литература, в 1990-х годах – детектив.
Зачем нужно разбираться в жанрах? Затем, чтобы:
учиться мастерству именно в своём жанре;
точно знать, какому издателю предложить рукопись;
изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы