Мы уже изучили следующие служебные части речи - предлоги, союзы, частицы.
Прочитайте предложенную Вам сценку, и найдите ошибки, которые были допущены в речи.
Раздаётся стук в дверь и в классе появляется опоздавший ученик.
Ученик 1:
- Здравствуйте! Извините за опоздание.
Ученик 2 выкрикивает с места:
- Ты что всегда опаздываешь?!
Учитель:
- Почему ты, выкрикиваешь с места?
Ученик 1:
- Я опоздал, потому что меня обрызгала машина, вследствие этого, мне пришлось возвращаться домой.
Учитель:
- Ребята, какой ужас! Как некрасиво вы говорите. Садись и больше не опаздывай.
Учитель обращается к классу.
- А вы услышали, какие ошибки допустили мальчики?
Выпишите в тетрадь слова, в употреблении которых были допущены ошибки. Чё. ошибка – что. правильный ответ
Давайте посмотрим, к каким частям речи относятся данные слова. Определите часть речи, запишите. Что – частица
ответьте на следующие во письменно в тетради):
-Какой вид работы показывает все наши знания о части речи?
- Разберите все слова, которые Вы выписали.
Упражнение 1.
1) От окна, добрый и весёлый, не слышно
- Спишите и расся.
- Какие служебные чтавьте ударени
асти речи здесь записаны? В каком они положении?
2) Сквозь стекло, около дома
- Спишите и расставьте ударения.
- В каком положении здесь находятся служебные части речи?
3) Без вести, без толку
- Спишите и расставьте ударения.
- В каком положении здесь находятся служебные части речи?
- Сделайте общий вывод, запишите.
Мы в разговорной речи нечасто делаем служебные части речи ударными. Зачем же поэты часто ставят их в сильное положение? Запишите ответ.
Обратите внимание на третье сочетание слов в первой строчке (не слышно) Произнесите ещё другие сочетания с частицей НЕ. Что вы слышите на их месте? (Запишите ответ)
Как понять, когда писать НЕ, а когда НИ мы уже знаем. Но есть в русском языке случаи, когда частицы НЕ и НИ находятся в сильном положении, «притягивают» ударения. Такие случаи надо запомнить.
Прочитайте в учебнике параграф 39, стр. 207-208.
Письменно ответьте на во В каком положении могут находиться предлоги, союзы, частицы в предложении?
- В каких случаях частица НЕ «притягивает» к себе ударение?
- Когда частица НИ находится в сильном положении?
Правильное употребление в речи предлогов, союзов, частиц
Чтобы воспользоваться всеми его (языка) сокровищами,
нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н.А. Добролюбов
Ребята, вы все хотели бы иметь счастливую семью в будущем? Предлагаю вам поработать с текстом – притчей. Задание вы должны выполнить и записать в тетради.
- прочитать текст,
- определить тему,
- определить основную мысль,
- найти служебные части речи и выписать их в отдельные столбцы: предлоги, союзы, частицы.
Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
-Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена семьи.
- Чего ты хочешь? — с счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
С счастье взрослую дочь хозяйки:
-Чего ты хочешь? — и та ответила, что замуж-то ей хочется за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
С счастье сына хозяйки:
- А ты чего хочешь?
— Хочу, — говорит он, — велосипед, и буду счастлив, если велосипед-то будет у меня, — и получил мальчик велосипед.
Уже на пороге дома счастье увидело хозяина и с А чего же ты хочешь?»
Хозяин подумал и сказал:
-Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага.
И счастье в течение минуты выполнило хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
СПРАВКА: Международный день семьи отмечается в мире 15 мая. Данный праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН, а произошло это 20 сентября 1993 года. Праздник "Международный день семьи" был создан с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, которых сегодня существует большое количество.
Крепка бывает та семья, где нету места букве Я. Где правит только слово "Мы", где есть совместные мечты!