Мы со всех сторон окружены смесью газов, которой мы дышим и которую называем воздухом. Мы не можем нюхать воздух или пробовать его на вкус, но когда поднимается ветер, мы чувствуем, как движется воздух. Без воздуха наша планета была бы пустой, безводной и безжизненной пустыней. Воздух в основном состоит из двух газов: кислорода (21%) и азота (78%). Есть ещё небольшое количество (менее 1%) аргона и ещё меньшие запасы углекислого газа, а также некоторых других газов. Углекислый газ очень нужен, поскольку им питаются зелёные растения. Растения нуждаются в углекислом газе, воде, минералах и энергии солнечного света, чтобы приготовить себе пищу. Этот процесс называется фотосинтезом. Он также служит для производства кислорода.
В воздухе есть ещё множество других веществ: пыль, водяной пар, пыльца, семена, микроскопические животные, бактерии и газообразные промышленные отходы.
Знаете ли вы, что ведро воздуха весит примерно столько же, сколько две страницы книги? Кажется, не так уж и много, но это означает, что в таком большом пространстве, как школьный зал, может поместиться более тонны воздуха, а это уже вес небольшого автомобиля.
Вес воздуха всегда давит на нас сверху, но он не расплющивает нас, потому что воздух есть и внутри нас. Давление атмосферного воздуха может слегка колебаться, и это один из факторов, влияющих на погоду.
Атмосферное давление можно измерить с барометра. Падение давления предупреждает нас, что может начаться дождь. А высокое давление обычно означает, что погода будет хорошая.
Давление воздуха можно увеличить, закачав больше воздуха в определённое пространство. В шины нужно закачать дополнительно воздух, тогда они смогут выдержать велосипед, машину и даже самолёт. Сжатый воздух действует в тормозах поездов и грузовиков.
Реактивные самолёты также используют воздух. Они получают разгон благодаря тому, что засасывают большие массы воздуха, а затем выбрасывают его с большой скоростью.
1. Прочитайте текст, разделите на смысловые части, сформулируйте микротемы.
2. В каждой микротеме найдите предложения, в которых содержится данная информация, прочитайте их.
3. Определите коммуникативную задачу текста.
4. Найдите ключевые слова каждого абзаца.
5. Используя план, напишите, о чём говорится в начале текста, о чём говорится во втором абзаце и так далее. В ответе используйте простые предложения и следующие слова: говорится, речь идёт, пишется, рассказывается, описывается; а также слова: далее, также, в частности, кроме того, в конце текста.