На всем протяжении творческого пути М. Ю. Лермонтов обращался к жанру романтической поэмы. Одной из таких Поэм является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» . Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях» . Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведения, в котором бы выразилась русская жизнь в знаменательный период московской истории — царствование Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтическому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти. Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду» , «на широку грудь» ; к просторечным оборотам: «мово верного слугу» ; к традиционным обращениям: «Государь ты мой, красно солнышко» . Олицетворение является основным приемом автора («умывается снегами рассыпчатыми» , «заря алая подымается» , «разметала кудри золотые») . Поэма изобилует постоянными эпитетами («добрый молодец» , «удалой боец» , «солнце красное») , постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка») . Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:
Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка, во сыром бору... ;
анафоры:
Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного.. .
В название поэмы заложена тема произведения. Отсюда и герои «Песни... » — личности могучие, яркие и самобытные, каждый из которых — носитель романтической страсти. Кирибеевич — «удалой боец» , «буйный молодец» близок к героям былинного эпоса и народных песен. Но с этой же народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником» , укравшим семейное счастье купца Калашникова. В бесчувственного эгоиста его превратила обстановка вседозволенности, царская любовь и защита, а к тому же опричнина была далека от Бога и христианских заповедей. Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце» , «статном молодце» Калашникове. Белинский сказал о нем, что это «... одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут» . Ведь вышел он «не шутки шутить» , а насмерть биться. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужественен, честен, справедлив. В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем. О том, что эта победа имеет народное значение, говорит завершающая картина «безымянной могилки» , вызывающая сочувствие в народе. Первым оценил «Песню... » В. Г. Белинский, написав: «Песня.. . » представляет собою факт о кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельствует об одном из богатейших элементов его поэзии, намекающем на великость его таланта» , «поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное».
Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях» . Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведения, в котором бы выразилась русская жизнь в знаменательный период московской истории — царствование Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтическому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти. Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду» , «на широку грудь» ; к просторечным оборотам: «мово верного слугу» ; к традиционным обращениям: «Государь ты мой, красно солнышко» . Олицетворение является основным приемом автора («умывается снегами рассыпчатыми» , «заря алая подымается» , «разметала кудри золотые») . Поэма изобилует постоянными эпитетами («добрый молодец» , «удалой боец» , «солнце красное») , постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка») . Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору... ;
анафоры:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.. .
В название поэмы заложена тема произведения. Отсюда и герои «Песни... » — личности могучие, яркие и самобытные, каждый из которых — носитель романтической страсти.
Кирибеевич — «удалой боец» , «буйный молодец» близок к героям былинного эпоса и народных песен. Но с этой же народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником» , укравшим семейное счастье купца Калашникова. В бесчувственного эгоиста его превратила обстановка вседозволенности, царская любовь и защита, а к тому же опричнина была далека от Бога и христианских заповедей.
Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце» , «статном молодце» Калашникове. Белинский сказал о нем, что это «... одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут» . Ведь вышел он «не шутки шутить» , а насмерть биться. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужественен, честен, справедлив. В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем. О том, что эта победа имеет народное значение, говорит завершающая картина «безымянной могилки» , вызывающая сочувствие в народе.
Первым оценил «Песню... » В. Г. Белинский, написав: «Песня.. . » представляет собою факт о кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельствует об одном из богатейших элементов его поэзии, намекающем на великость его таланта» , «поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное».