Многие русские слова сами по себе изучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни изучают таинственный блеск. Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит эти явления законами оптики.
Но все же блеском не вызывает в нас ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света. Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин.
Аквамарин считается по своему имени камнем, передающим цвет морской волны. Но всё-таки своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освящен изнутри серебряным, именно серебряным, а не белым огнём.
Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь море с водой цвета звёзд. Очевидно, эти цветовые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота все же кажется нам необъяснимой.
Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов.
По-моему, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
Но действия самого слова (а не понятия, которые оно выражает) на наше воображение, например, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Само звучание слова как бы передает медленный ночной блеск далёкой молнии.
1. Сформулируйте проблему, поднятую в тексте.
2. Приведите два примера понять проблему. Объясните значение каждого примера. Определите, как эти примеры связаны друг с другом. Объясните, используя примеры из текста, эту связь.
3. Сформулируйте авторскую позицию.