Лексический разбор текста Выполните анализ текста
Текст.
Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро…
Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.
Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат её лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало всё кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз!
А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинёшенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля…
(И.А. Бунин)
1. В первом предложении текста мы видим следующие ключевые слова и выражения: "Утро было праздничное, жаркое", "трезвонили над Донцом", "церковка на горном перевале", "Говор гулом стоял над рекой", "на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу", "праздничные малороссийские наряды". В этом предложении автор описывает атмосферу ясного и жаркого утра, передает звуки колоколов и гул речки, описывает суету и праздничную обстановку. Он использует разнообразные лексические средства, чтобы передать яркость и насыщенность утра.
2. Во втором предложении мы видим следующие ключевые слова и выражения: "Я нанял лодку", "молоденькая хохлушка", "погнала её против течения", "в тени береговой зелени", "девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка". Здесь автор описывает свою поездку на лодке по реке. Он использует лексические средства, чтобы передать быстроту и легкость передвижения, а также естественную красоту природы.
3. В третьем предложении мы видим следующие ключевые слова и выражения: "побывал в скиту", "бледная зелень березок слабо шепталась", "стал взбираться в гору", "Нога глубоко тонула", "гадюки то и дело быстро выскальзывали", "Зной, полный тяжелого смолистого аромата". Здесь автор описывает свой подъем в гору через лес. Он передает ощущения взбирания, использует разнообразные лексические средства, чтобы описать атмосферу и трудности подъема.
4. В четвертом предложении мы видим следующие ключевые слова и выражения: "даль открылась подо мною", "темный бархат её лесов", "сверкали разливы Донца", "горячею жизнью дышало всё кругом". Автор описывает вид с горы и передает свое впечатление от прекрасного и живого пейзажа. Он использует разнообразные лексические средства, чтобы передать красоту и жизнь природы.
5. В последнем предложении мы видим следующие ключевые слова и выражения: "в сумерках", "ветер ласково веял", "молчаливых курганов", "роственных полей", "старине, о людях, почивающих в степных могилах". Здесь автор описывает свою прогулку по степи в сумерках. Он передает ощущение спокойствия и размышления, используя лексические средства для описания окружающей среды и своих мыслей.
Таким образом, лексический разбор текста позволяет понять, как автор использует слова и выражения для создания настроения, передачи ощущений и описания событий и мест. Он использует разнообразные лексические средства, чтобы сделать текст интересным и живым.