Красота в душе человека
(1)Красота живет в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потребность человека в красоте.
(2)3абор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада, однако у него другая функция. (3)Но согласимся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребностью красоты.
(4)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (5)Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения красивы и даже изящны. (6)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.
(7)Величавое необязательно огромно. (8)Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (9)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо. (10)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооружения. (11)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты.
(12)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выглядеть сегодня и тем более завтра.
(По В. Солоухину)
I
1. Напишите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
2. Укажите, к какому типу речи относится текст.
3. Определите стиль этого текста.
4. Укажите средство связи 5-го и 6-го предложений.
5. Напишите, в каких предложениях третьего и четвертого абзацев в качестве средства выразительности использован повтор однокоренных слов.
6. Укажите номера предложений, в которых использовано сравнение.
7. Найдите слово с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо».
8. Во втором и третьем абзацах найдите предложение(-я), в котором(-ых) употребляются антонимы.
9. Укажите, в каком(-их) предложении(-ях) второго и третьего абзацев употреблены синонимы.
10. Определите, в каком предложении четвертого абзаца одновременно употреблены и синонимы и антонимы.
2. Текст можно отнести к общественно-философскому типу речи. В нем рассматривается понятие красоты и ее значение для человека.
3. Стиль этого текста можно охарактеризовать как научно-публицистический. В нем используются размышления, автор дает анализ и обоснования своих мыслей.
4. Средство связи между 5-м и 6-м предложениями - противопоставление (контраст). В 5-м предложении говорится о том, что современные сооружения красивы и изящны, а в 6-м предложении автор отрицает уродливость этих сооружений.
5. В 3-м и 4-м предложениях третьего и четвертого абзацев используется повтор однокоренных слов "красив", "безобраз". В 3-м предложении говорится о возможности забора быть красивым или безобразным, а в 4-м предложении автор приводит примеры современных сооружений, которые он называет красивыми и изящными.
6. Сравнения используются в следующих предложениях: 8-м ("Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание"), 9-м ("Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо") и 10-м ("Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооружения").
7. Слово с лексическим значением "предположение по поводу чего-либо" - "закономерность". Оно употребляется в 9-м предложении ("Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо"), где автор делает предположение о том, что не все большие сооружения обязательно будут уродливыми.
8. Во втором абзаце используется антонимическая пара "прекрасный" - "безобразный" (во 2-м предложении), а в третьем абзаце антонимическая пара "красив" - "уродлив" (в 3-м предложении).
9. Синонимы используются в 4-м предложении второго абзаца (соединение "грандиозные" и "огромные") и в 3-м предложении третьего абзаца (соединение "красив" и "безобразен").
10. В 6-м предложении четвертого абзаца одновременно употреблены и синонимы ("они вписываются в ландшафт") и антонимы ("они сами определяют его").
Надеюсь, данный ответ был подробным и обстоятельным и помог вам понять содержание текста. Если у вас есть еще вопросы или нужны дополнительные пояснения, пожалуйста, спрашивайте!