Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова доми дом-ик (суффикс обозначает
размер — «маленький», а корень — сам предмет), бежать и при-бежать.
(приставка обозначает «приближение», а корень — само действие). Но так
бывает
не
всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них
четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним
аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель
инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как
остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его
особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с
приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со
словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют
связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.
1 Озаглавьте текст.
2 Определите тип речи (повествование, описание или рассуждение) и
стиль (художественный, научный, деловой). Объясните свой выбор.
3 Составьте план текста.
4 Определите, сколько рассуждений в этом тексте.
Преобразуйте второе рассуждение по типу первого: тезис – аргумент –
пример.
5 Перепишите 1 абзац, определите у каждого существительного
склонение, род, число, падеж.
6 Выполните синтаксический разбор 1 предложения, объясните
постановку тире.
1. Озаглавьте текст:
"Роль корня в словообразовании и его различные типы."
2. Определите тип речи (повествование, описание или рассуждение) и стиль (художественный, научный, деловой). Объясните свой выбор:
Тип речи: рассуждение. В тексте приводятся объяснения и аргументация в отношении роли корня в словообразовании. Стиль: научный. Текст содержит понятийные определения и объяснения, а также содержит формулы.
3. Составьте план текста:
I. Введение
- Определение корня
- Значение корня в слове
II. Примеры разных типов корней
- Суффиксальные корни
- Префиксальные корни
- Комбинированные корни
III. Связанные и свободные корни
- Определение связанных корней
- Отличие связанных корней от свободных корней
IV. Заключение
- Важность понимания значения корня для понимания словообразования
4. Определите, сколько рассуждений в этом тексте:
В данном тексте содержится одно рассуждение.
5. Перепишите 1 абзац, определите у каждого существительного склонение, род, число, падеж:
"Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова."
- Существительное "корень": склонение 2, род мужской, число единственное, падеж именительный.
- Существительное "часть": склонение 2, род женский, число единственное, падеж именительный.
- Существительное "слова": склонение 2, род мужской, число единственное, падеж родительный.
- Существительное "значение": склонение 1, род средний, число единственное, падеж именительный.
6. Выполните синтаксический разбор 1 предложения, объясните постановку тире:
"Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей."
- "Этот корень выделяется" - сказуемое, состоящее из глагола "выделяется" и наречия "как".
- "как остаток" - обстоятельство образа действия, поясняющее каким образом корень выделяется.
- "после вычленения приставки и иных глагольных показателей" - обстоятельство времени, указывающее, когда происходит выделение корня.
- Тире устанавливается для выделения придаточного дополнительного обстоятельства времени.
+