Контрольная работа русскому языку для 9-11 классов по теме «Синтаксис» Модуль 1

Задание 1. Охарактеризуйте словосочетания по синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).

Образец: полезный для здоровья – управление.

Должность кочегара

Наш Алексеев

Случайно опоздал

Опоздал к поезду

Задержался из-за шторма

Задание 2. Подчеркните главные члены предложения. В двусоставных определите тип сказуемого, укажите, чем выражено подлежащее. Охарактеризуйте предложения по 1) наличию главных членов (двусоставные, односоставные – тип односоставного); 2) по полноте синтаксической конструкции (полные, неполные, эллиптические).

Образец: Ищу грибы, вскрывая палочкой зелено-бархатные мхи (односоставн. опр.-личн., полн.).

Десятки мальчишек (колич.-именное сочетание) плавали (ПГС) около лодки (двусоставн., полн.).

1. После дела за советом не ходят (посл.).

2. Дорогу уже нельзя было разобрать.

3. Вернуться я не вернусь.

4. Церковь… Я увидел ее на закате.

5. Нам разрешили не приходить сегодня.

6. Погибли в тяжелом бою многие из нас.

7. Как хорошо читать по вечерам.

8. Вот я тебя палкой!

9. Так бы и зарыться в эту толпу.

10. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые – раскрываются в 10 часов.

Задание 3. Подчеркните однородные и обособленные члены предложения и охарактеризуйте их.

Образец: Он устремился за ней, поднялся выше своих обычных сил, рухнул, но, поддержанный ее мужеством и отчаянием, повис между небом и землей, то безоглядно отдаваясь любви, то испрашивая милости и терпения у Эрнестины Федоровны.

Устремился, поднялся, рухнул, повис – однородные сказуемые.

Поддержанный ее мужеством и отчаянием – обособленное определение, выраженное ПО.

То безоглядно отдаваясь любви, то испрашивая милости и терпения у Эрнестины Федоровны – обособленные однородные обстоятельства образа действия, выраженные ДО.

Лежа на балконе в меховом мешке, застегнутый ремнями, Левшин смотрел в небо – гладко-голубое, уходившее в неведомую высоту и вдруг падавшее синей плитою на самые глаза.

Задание 4. Поставьте знаки препинания. Найдите вводные и вставные конструкции. Определите их структуру (слово, словосочетание, предложение), у вводной конструкции укажите функционально-семантические значения.

Образец: Почему бы классу насекомых (триста тысяч видов!) не считать себя, например, основными обитателями планеты?

Триста тысяч видов – вставная конструкция (словосочетание).

Например – вводная конструкция (слово; указывает на связь мыслей, последовательность их изложения).

К удивлению этот фильм показали всего лишь раз на закрытом просмотре таковые и сегодня случаются 20 мая в Москве.

Модуль 2

Задание 1. Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному (если возможно), подчеркните средства связи, разграничьте союзы и союзные слова. Назовите тип придаточного предложения. Если придаточное с присловной зависимостью, выделите в главной части слово, к которому относится придаточное.

Образец: Сенцов спросил его (о чем?), откуда (с. с.) он прибыл (прид. изъяснительное).

1. Раз пришел, давай говори о деле.

2. Мы поехали в деревню, что стоит на берегу реки.

3. Я не помню, что тебя смутило.

4. Сестра приехала неожиданно, что не входило в его планы.

Задание 2. Сделайте полный синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения (см. образец).

Замечательна та пора, когда повсюду выступают узоры полевых цветов, еще не познавших острия косы, когда вразброд и пока еще шепотом учится речи молодая листва, когда пряный холодок струится с лесных опушек, и, что бы ни ждало впереди, хочется мчаться босыми ногами по зеленой траве, пока не остановится сердце.

arslanmax arslanmax    1   19.02.2021 12:35    8

Ответы
anyaradzivon anyaradzivon  21.03.2021 12:41
Сам-(а) учи

.

Объяснение:

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык