Контрольная работа русскому языку для 9-11 классов по теме «Синтаксис» Модуль 1
Задание 1. Охарактеризуйте словосочетания по синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
Образец: полезный для здоровья – управление.
Должность кочегара
Наш Алексеев
Случайно опоздал
Опоздал к поезду
Задержался из-за шторма
Задание 2. Подчеркните главные члены предложения. В двусоставных определите тип сказуемого, укажите, чем выражено подлежащее. Охарактеризуйте предложения по 1) наличию главных членов (двусоставные, односоставные – тип односоставного); 2) по полноте синтаксической конструкции (полные, неполные, эллиптические).
Образец: Ищу грибы, вскрывая палочкой зелено-бархатные мхи (односоставн. опр.-личн., полн.).
Десятки мальчишек (колич.-именное сочетание) плавали (ПГС) около лодки (двусоставн., полн.).
1. После дела за советом не ходят (посл.).
2. Дорогу уже нельзя было разобрать.
3. Вернуться я не вернусь.
4. Церковь… Я увидел ее на закате.
5. Нам разрешили не приходить сегодня.
6. Погибли в тяжелом бою многие из нас.
7. Как хорошо читать по вечерам.
8. Вот я тебя палкой!
9. Так бы и зарыться в эту толпу.
10. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые – раскрываются в 10 часов.
Задание 3. Подчеркните однородные и обособленные члены предложения и охарактеризуйте их.
Образец: Он устремился за ней, поднялся выше своих обычных сил, рухнул, но, поддержанный ее мужеством и отчаянием, повис между небом и землей, то безоглядно отдаваясь любви, то испрашивая милости и терпения у Эрнестины Федоровны.
Устремился, поднялся, рухнул, повис – однородные сказуемые.
Поддержанный ее мужеством и отчаянием – обособленное определение, выраженное ПО.
То безоглядно отдаваясь любви, то испрашивая милости и терпения у Эрнестины Федоровны – обособленные однородные обстоятельства образа действия, выраженные ДО.
Лежа на балконе в меховом мешке, застегнутый ремнями, Левшин смотрел в небо – гладко-голубое, уходившее в неведомую высоту и вдруг падавшее синей плитою на самые глаза.
Задание 4. Поставьте знаки препинания. Найдите вводные и вставные конструкции. Определите их структуру (слово, словосочетание, предложение), у вводной конструкции укажите функционально-семантические значения.
Образец: Почему бы классу насекомых (триста тысяч видов!) не считать себя, например, основными обитателями планеты?
Триста тысяч видов – вставная конструкция (словосочетание).
Например – вводная конструкция (слово; указывает на связь мыслей, последовательность их изложения).
К удивлению этот фильм показали всего лишь раз на закрытом просмотре таковые и сегодня случаются 20 мая в Москве.
Модуль 2
Задание 1. Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному (если возможно), подчеркните средства связи, разграничьте союзы и союзные слова. Назовите тип придаточного предложения. Если придаточное с присловной зависимостью, выделите в главной части слово, к которому относится придаточное.
Образец: Сенцов спросил его (о чем?), откуда (с. с.) он прибыл (прид. изъяснительное).
1. Раз пришел, давай говори о деле.
2. Мы поехали в деревню, что стоит на берегу реки.
3. Я не помню, что тебя смутило.
4. Сестра приехала неожиданно, что не входило в его планы.
Задание 2. Сделайте полный синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения (см. образец).
Замечательна та пора, когда повсюду выступают узоры полевых цветов, еще не познавших острия косы, когда вразброд и пока еще шепотом учится речи молодая листва, когда пряный холодок струится с лесных опушек, и, что бы ни ждало впереди, хочется мчаться босыми ногами по зеленой траве, пока не остановится сердце.
.
Объяснение: