Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» 8 класс Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» 8 класс
1. Замените согласованные определения несогласованными.
Птичьи крики, светловолосая девушка, лондонские улицы, керамическая посуда.
2. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.
1.Местность эта ещё не обследована учеными.
2.Я помню осенние ночи, березовый шорох теней.
3.Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.
3. Перепишите. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.
Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка и быстро потухал.
4. Спишите предложения, выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения. (Знаки препинания не расставлены)
1.Через минуту Марья Петровна вышла ко мне в сени. 2.В нашу гавань заходили корабли. 3.Ласковое слово словно солнышко в ненастье.
5. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями. 2) определениями. 3) обстоятельствами.
4) косвенными дополнениями.
6. Журнал «Простор» – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. «Простор» в этом предложении – это
1) дополнение. 2) приложение. 3) определение. 4) часть подлежащего.
7. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.
8. Перепишите. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис.
1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом . 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров. 3 . В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке
4. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны. 5. И эти обыкновенные глазки бусинки вспыхнули красным огнём.
9.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался
10. В каком предложении определение выражено числительным?
1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) Высушенное бельё стопкой лежало на стуле.
1. Замена согласованных определений несогласованными:
- Птичьи крики -> крики птиц
(В данном случае, исходное согласованное определение "птичьи" заменяется на несогласованное определение "птиц", чтобы изменить синтаксическую связь между определением и определяемым словом)
- светловолосая девушка -> девушка со светлыми волосами
- лондонские улицы -> улицы Лондона
- керамическая посуда -> посуда из керамики
2. Определение прямого дополнения:
Прямые дополнения указывают на то, что или кого в предложении действие направлено. В данном случае, предложение номер 1 "Местность эта ещё не обследована учеными" содержит прямое дополнение "местность".
3. Переписать предложение, подчеркнуть обстоятельства и указать их значение:
"Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка и быстро потухал."
Обстоятельства в данном предложении:
- вдали - обозначает место
- через равные промежутки времени - обозначает время
4. Спишите предложения, выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения:
- Через минуту Марья Петровна вышла ко мне в сени.
Грамматическая основа: Марья Петровна вышла в сени.
Второстепенные члены: через минуту, ко мне
- В нашу гавань заходили корабли.
Грамматическая основа: В гавань заходили корабли.
Второстепенные члены: в нашу
- Ласковое слово словно солнышко в ненастье.
Грамматическая основа: Ласковое слово словно солнышко.
Второстепенные члены: в ненастье
5. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются:
3) обстоятельствами.
6. Журнал "Простор" – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. "Простор" в этом предложении – это:
3) определение.
7. Определение, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными:
- Церковь эту построил некогда барин. (прямое дополнение)
- Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. (прямое дополнение)
- Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля. (косвенное дополнение)
8. Переписать предложения, подчеркнуть приложения, поставить дефис, где необходимо:
- В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом .
- Посередине мостовой шла группа солдат-сапёров.
- В картине Левитана " После дождя " заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.
- Художника Петрова призвали в армию на второй год войны.
- И эти обыкновенные глазки-бусинки вспыхнули красным огнём.
9. Перепишите предложение и выполните синтаксический разбор:
Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался.
Однажды - обстоятельство времени
чёрный - определение
кот - подлежащее
Степан - определение
сидел - сказуемое
как всегда - обстоятельство образа действия
на крыльце - обстоятельство места
не торопясь - обстоятельство образа действия
умывался - сказуемое
10. Определение выражено числительным:
- Восьмая телега въехала на подворье ранним утром. (числительное "восьмая")