Контрольная работа по теме «Причастие»
1 вариант
1. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.
В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек, протекающих вдали от городов. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устроены на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но еще не умевший летать птенец. Поднятый охотником, он жил в домашних условиях в течение трёх недель.
2. Замените действительные (обозначьте их Д) причастия страдательными (обозначьте их С) или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.
Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.
3. Спишите, расставляя знаки препинания (если это необходимо) и объясняя графически их поставку.
Листья блистающие золотом укрывали дорожки осеннего сада..
Пылавшие пурпуром вершины рябин издалека видны в сумрачном лесу.
Мы вернули в библиотеку взятые накануне у Киры учебники.
Я остановился возле полянок усеянных брусникой.
4. Вставить пропущенные буквы в суффиксах причастий, прокомментировать свой выбор.
Аппарат, посыла_мый на Луну; чутко слыш_щий; независ_мая оценка; понима_щий с полуслова; пен_щиеся волны.
5. Раскройте скобки, прокомментируйте слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Гласные, (не)проверяемые ударением.
Решение (не)продумано.
Еще (не)прочитанная книга.
(Не)навидивший весь мир.
(Не)устрашимый боец.
6. Н или НН ? Графически объясните свой выбор.
Поляна освеще(н, нн)а; даль тума(н, нн)а; размеша(н, нн)ые краски; исправле(н, нн)ая работа; кожа(н, нн)ый портфель; жаре(н, нн)ая в масле рыба; вяза(н,нн)ый чулок; маринова(н,нн)ые огурцы.
7. Вставьте нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объясните свой выбор.
Пойм_нные птицы. Вырубл_нный лес. Заморож_нные продукты. Размеш_нные краски.
8. Расставьте (если необходимо) знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.
По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.
правильно?Думаю что
Причастия в тексте:
- живущих
- недоступных
- гнездятся
- устроены
- выпал
- оперившийся
- умевший
Морфемный разбор:
- живущих: жив- (основа) + -у- (ныне морфема причастия) + -щ- (суффикс причастия) + -их (окончание множественного числа, родительного падежа)
- недоступных: не- (отрицательная частица) + досту- (основа) + -п- (префикс) + -у- (ныне морфема причастия) + -щ- (суффикс причастия) + -их (окончание множественного числа, родительного падежа)
- гнездятся: гнезд- (основа) + -я- (приставка) + -т- (признаковая морфема неизменяемого времени) + -ся (суффикс возвратности)
- устроены: устро- (основа) + -е- (признаковая морфема прошедшего времени) + -н- (признаковая морфема страдательного залога) + -ы (окончание множественного числа)
- выпал: вы- (префикс) + па- (основа) + -л (окончание прошедшего времени)
- оперившийся: опер- (основа) + -и- (приставка) + -вш- (признаковая морфема прошедшего времени) + -ий- (краткая форма прилагательного) + -ся (суффикс возвратности)
- умевший: у- (префикс) + мевш- (основа) + -ий (окончание краткой формы прилагательного)
2. Замените действительные (обозначьте их Д) причастия страдательными (обозначьте их С) или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.
- Охотник, поймавший тигра. ('поймавший' - Д, изменяется)
- Охотник, пойманный тигром.
- Письмо, написанное другом. ('написанное' - С, не изменяется)
- Письмо, написавшим другом.
- Ученик, прочитавший параграф учебника. ('прочитавший' - Д, изменяется)
- Ученик, прочитанный параграфом учебника.
- Задание, выполненное ребятами в срок. ('выполненное' - С, не изменяется)
- Задание, выполнившими ребятами в срок.
3. Спишите, расставляя знаки препинания (если это необходимо) и объясняя графически их поставку.
- Листья блистающие золотом укрывали дорожки осеннего сада.
Здесь знаков препинания нет, так как предложение не содержит второстепенных членов.
- Пылавшие пурпуром вершины рябин издалека видны в сумрачном лесу.
Здесь запятая ставится перед сочетанием причастия "пылавшие" и его определением "пурпуром", чтобы выделить придаточное обстоятельственное предложение "издалека видны в сумрачном лесу".
- Мы вернули в библиотеку взятые накануне у Киры учебники.
Здесь запятая ставится перед сочетанием причастия "взятые" и его определением "накануне", чтобы выделить придаточное обстоятельственное предложение "у Киры".
- Я остановился возле полянок усеянных брусникой.
Здесь запятая ставится после причастия "усеянных" и его определения "брусникой", чтобы выделить придаточное обстоятельственное предложение "возле полянок".
4. Вставить пропущенные буквы в суффиксах причастий, прокомментировать свой выбор.
- Аппарат, посылаемый на Луну. (суффикс "е-м" для образования причастия настоящего времени страдательного залога)
- Чутко слышащий. (суффикс "а-щ" для образования причастия настоящего времени действительного залога)
- Независимая оценка. (суффикс "а-я" для образования причастия прошедшего времени действительного залога)
- Понимающий с полуслова. (суффикс "у-щ" для образования причастия прошедшего времени страдательного залога)
- Пенящиеся волны. (суффикс "я-щ" для образования причастия настоящего времени действительного залога)
5. Раскройте скобки, прокомментируйте слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
- Гласные, непроверяемые ударением. (непроверяемое ударение, написание НЕ раздельно)
- Решение непродумано. (отрицательное значение, написание НЕ слитное)
- Еще непрочитанная книга. (отрицательное значение, написание НЕ слитное)
- Ненавидивший весь мир. (нет отрицательного значения, написание НЕ раздельно)
- Неустрашимый боец. (непроверяемое ударение, написание НЕ раздельно)
6. Н или НН ? Графически объясните свой выбор.
- Поляна освещенная. (в ударном положении, написание НН)
- Даль туманная. (в бессудебном положении, написание Н)
- Размешанные краски. (в ударном положении, написание НН)
- Исправленная работа. (в бессудебном положении, написание Н)
- Кожаный портфель. (в бессудебном положении, написание Н)
- Жареная в масле рыба. (в бессудебном положении, написание Н)
- Вязанный чулок. (в ударном положении, написание НН)
- Маринованные огурцы. (в ударном положении, написание НН)
7. Вставьте нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объясните свой выбор.
- Пойманные птицы. (чтобы сохранить произношение перед "н", нужно добавить гласную "а")
- Вырубленный лес. (гласная "у" не нужна, так как слово "лес" заканчивается на согласную)
- Замороженные продукты. (чтобы сохранить произношение перед "н", нужно добавить гласную "о")
- Размешаные краски. (чтобы сохранить произношение перед "нн", нужно добавить гласную "а")
8. Расставьте (если необходимо) знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.
- По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью, тающей под рукой.
В предложении есть два сказуемых: "покрывалось" и "тающей". Смысловым ядром первого сказуемого является существительное "железо", а второго - причастие "тающей".
- Синтаксический разбор причастия "тающей":
Определение - хрупкой изморозью.
- Морфологический разбор причастия "тающей":
Основа - та-.
Морфема времени - ю-.
Морфема наклонения - щ-.
Окончание - -ей.