Контрольная работа по теме «имя существительное».
вариант i. фамилия,
1. расставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.
поз…ней осенью выпадает первый снег который пр…ображает все вокруг. пушистые снеж…нки осторожно к….саются земли и она одевается в осл….пительный наряд. поб…лели дорож…ки и крыши домов. заг…раются бл…стят разн…цветные искорки инея. покрывается первым льдом быстрая реч…нка и свинц…вая вода темнеет среди беловатых пр…брежных зар…слей.
как пр…красна белоствольная березовая роща! веточки покрыты хлопьями но от любого прик….сновения снеж…нки осыпаются. в ельнике снег так засыпал деревца и ты их не узна…шь. елочка становится похожей на пр…чудливую снежную бабу. всюду виднеются следы лесных зверюш…к. по шелухе шишек можно от….скать бельч…нка.
в предзимн.… дни дома не сидится. люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. каждый хочет почу…ствовать свежесть первого морозца с…грать в снежки.
максимально – 30 .
2. из текста выписать спп, подчеркнуть все члены предложения, составить схему, определить тип придаточного.
б)
схема: )
тип придаточного: )
в данном предложении употреблен союз или союзное )
выписать его из текста )
максимально – 7 .
3. вставить пропущенные орфограммы. максимально – 30 .
пр…смешной малыш, пр…озерный край, море, вод…провод, к…сательная линия, рас….тилается туман, бор…тся с насекомыми-вредителями, пр….открыть окно, верт…шь палку в руке, галч…нок, нашел на иллюстраци…., гулял по пустын…,шагать к станци…, заг….реться плам…нем, по им…ни оля, на окраин…леса, без…нтересный рассказ, зап…рать крепко дверь, неприк…сновенность, обм…кнуть кисть в воде, покл…нение кумиру, бе…выходное пол…жение, решить ур…внение, подск…чить с места, бл…стит на солнце, грибоч…к, стекол….щик, перевод…ик.
4. из №3 выписать: максимально – 5 .
разносклоняемые существительные:
существительное, образованное неморфологическим существительное, с чередованием в корне, где написание зависит от
5. сделать морфемный разбор слов: медвежонок змеелов расположение
максимально – 3 .
6. объяснить слитное и раздельное написание не с существительными:
(не) лепость так
книга (не) большая, а
(не) внимание на
букет (не)
пруд (не) глубокий, но
максимально – 5 . без объяснения правила ответ не засчитывается.
7. определить одушевленное существительное или нет:
максимально – 3 .
8. вставить орфограммы:
ш….пот, ровный ш…в, реч…нка, со свеч…й, крыж…вник, индийский ш…лк, ж…лтый цвет
максимально – 7 .
9. сделать морфологический разбор подчеркнутого существительного: максимально – 10 .
поздней осенью приятно побродить по лесу.
1. Расставить пропущенные орфограммы и знаки препинания:
Поздней осенью выпадает первый снег, который преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Покрывается первым льдом быстрая речка, и свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных завес. Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, и ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белочку. В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
2. Из текста выписать СПП (самостоятельные части предложения), подчеркнуть все члены предложения, составить схему, определить тип придаточного.
Схема: П° ос+(п°?,п°,п°,п°) вс пре, из ор, в д,к п°ли с,о
Тип придаточного: времени
В данном предложении употреблен союз "когда".
Выписать его из текста: каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки, когда.
3. Вставить пропущенные орфограммы:
Прекрасный малыш, прозрачный край, море, водопровод, косательная линия, расстилается туман, борется с насекомыми-вредителями, прооткрыть окно, вертишь палку в руке, галчонок, нашел на иллюстрации, гулял по пустыне, шагать к станции, загарает пламенем, по имени Оля, на окраине леса, безинтересный рассказ, закрепить крепко дверь, неприкосновенность, обмакнуть кисть в воде, поклонение кумиру, безвыходное положение, решить уравнение, подскочить с места, блестит на солнце, грибочек, стекольщик, переводчик.
4. Из №3 выписать:
Разносклоняемые существительные: море, иллюстрации, рассказ, кисть, положение.
5. Сделать морфемный разбор слов:
- Медвежонок: медве(ж)-онок
- Змеелов: зме(е)-лов
- Расположение: рас-полож-ение
6. Объяснить слитное и раздельное написание "не" с существительными:
- (Не)лепость так: в данном случае "не" указывает на противоположное качество, поэтому пишется раздельно.
- Книга (не)большая, а: в данном случае "не" указывает на противоположное качество, поэтому пишется раздельно.
- (Не)внимание на: в данном случае "не" указывает на отсутствие какого-либо действия, поэтому пишется слитно.
- Букет (не): в данном случае "не" указывает на отсутствие какого-либо действия, поэтому пишется слитно.
- Пруд (не)глубокий, но: в данном случае "не" указывает на противоположное качество, поэтому пишется раздельно.
7. Определить одушевленное существительное или нет:
- Медвежонок - одушевленное;
- Змеелов - одушевленное;
- Расположение - неодушевленное.
8. Вставить орфограммы:
- Шепот
- Ровный шов
- Реченька
- Со свечой
- Крыжовник
- Индийский шелк
- Желтый цвет
9. Сделать морфологический разбор подчеркнутого существительного:
- Поздней осенью - поздней (прилагательное, родительный падеж, единственное число, женский род) и осенью (существительное, творительный падеж, единственное число, женский род).