Контрольная работа по теме «Глагол»
I уровень
1. Спишите предложения, раскрывая скобки. Поставьте глаголы в нужной форме.
1) Лето я (проводить) в селе. 2) Наше село (находиться) в живописном месте. 3) Мы с отцом часто (отправляться) в дальние прогулки. 4) Мой младший брат (подчиняться) мне.
2.Образуйте и запишите неопределенную форму от данных глаголов.
Остынет, намокнет, думал, чувствует, прощался, отметил.
3. Спишите предложения, при глаголах поставьте отрицательную частицу не.
1) Дед собирался на охоту. 2) Старый пес Джек потерял чутье. 3) Сорочонок ссорился с попугаем, отбирал у него кусочек пряника.
II уровень
4. Запишите те глаголы, которые без постфикса –ся не употребляются.
Заботиться, усмехаться, подчиняться, согласиться, зажечься, волноваться, трудиться.
5. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы; замените глаголы в форме времени формой настоящего. Графически выделите окончания, определите спряжение.
1) На западе дог..рала з..ря. 2) Мы проезжали через березовый лесок. 3) Перед нами ра(с, сс)т..лался луг с клевером. 4) Мы с уд..влением смотрели на крошечного зайч..нка.
6. Образуйте видовые пары глаголов, определите переходность глаголов.
Следить - …; гореть - …; сломать - …; растолкать - …; предлагать - …; прыгать - …; набрать - … .
III уровень
7. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Глаголы подчеркните как члены предложения.
1) Сер..це так и ся спрятат..ся в этот чудный уголок. 2) Михаил Иванович пр..гласил соседа отобедать у него. 3) На про..ьбу выключить музыку мой товарищ.. только улыбнулся. 4) Я хочу послушать ваш рас..каз. 5) Отец запретил мне подходить к инструменту.
8. Спишите предложения, заменив сочетания слов глаголами-синонимами.
1) Брат проявляет интерес к спортивным танцам на льду. 2) Мне еще долго нужно проходить курс лечения. 3) Ты все еще допускаешь ошибки в произношении?
9. Спишите предложения, замените глаголы 1-го и 3-го лица ед. числа формой глагола 2-го лица ед. числа. Определите спряжение, вид, переходность глаголов.
1) Я бегу к реке, на ходу раздеваюсь и бросаюсь в прохладную воду. 2) Он держит в руках альбом для акварелей. Я борюсь со сном, выхожу на морозный воздух и глубоко дышу.
Выполните морфологический разбор глагола из 7-го задания (на выбор
Обоснование: В данном предложении глагол "проводить" стоит в форме настоящего времени 1-го лица ед. числа, так как субъектом является я.
Пошаговое решение: Поставить глагол "проводить" в форме настоящего времени 1-го лица ед. числа - "провожу".
2) Наше село находится в живописном месте.
Обоснование: В данном предложении глагол "находиться" стоит в форме настоящего времени 3-го лица ед. числа, так как субъектом является село (неодушевленное существительное).
Пошаговое решение: Поставить глагол "находиться" в форме настоящего времени 3-го лица ед. числа - "находится".
3) Мы с отцом часто отправляемся в дальние прогулки.
Обоснование: В данном предложении глагол "отправляться" стоит в форме настоящего времени 1-го лица мн. числа, так как субъектом является мы.
Пошаговое решение: Поставить глагол "отправляться" в форме настоящего времени 1-го лица мн. числа - "отправляемся".
4) Мой младший брат подчиняется мне.
Обоснование: В данном предложении глагол "подчиняться" стоит в форме настоящего времени 3-го лица ед. числа, так как субъектом является брат (неодушевленное существительное).
Пошаговое решение: Поставить глагол "подчиняться" в форме настоящего времени 3-го лица ед. числа - "подчиняется".