Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Часть 1.
1.Выберите верные характеристики бессоюзного сложного предложения.
А) части в бессоюзном сложном предложении связаны подчинительными союзами, союзными словами и интонацией
Б) части в бессоюзном сложном предложении связываются при интонации
В) между частями бессоюзного сложного предложения может ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие, тире
Г) в бессоюзном сложном предложении выделяется главная и придаточная части
2. Отметьте бессоюзное сложное предложение.
А) Дверь громко хлопнула – и с дерева сорвалась испуганная громким звуком стая ворон.
Б) Я сомневаюсь, стоит ли нам затевать такое сомнительное дело.
В) Вечерело, в монастыре звонили к обедне.
Г) Все вокруг звенело, кричало, кружилось!
3. Укажите предложения, в которых знаки препинания расставлены верно
А) На дворе было тихо – деревня по ту сторону пруда уже спала, не видно было ни одного огонька.
Б) Мяч влетел в ворота – стадион зашумел.
В) Назвался груздем – полезай в кузов.
Г) Ставни в доме держатся постоянно прикрытыми – жильцы не нуждаются в свете.
Часть 2.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Укажите вариант ответа, в котором указаны цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью
Обида – (1) это такой маленький зверёк. С виду он совсем безобидный. Будешь правильно с ним обращаться – (2) вреда он тебе не принесёт. Обида, (3) если не пытаться её одомашнить, (4) прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. А будешь пытаться завладеть обидой, (5) сделать её своей – (6) всё кончится плачевно…
А) 45
Б) 26
В) 134
Г) 2346
5. Соотнесите предложения и схемы
А) Кошки грызутся – мышам приволье.
Б) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.
В) Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.
Г) Распахнули окна – запах сосен ступил на веранду.
1) [] : [причина]
2) [] : [пояснение]
3) [] – [вывод, следствие]
4) [ время, условие ] – [ ]
6. Соотнесите знаки препинания в БСП и возникающие между частями БСП смысловые отношения при постановке данных знаков препинания
А) запятая, точка с запятой
Б) двоеточие
В) тире
1. отношения пояснения (а именно)
2. сравнения
3. времени и условия
4. отношения перечисления
5. причинные отношения
6. противопоставления
7. Запишите предложение, расставив знаки препинания. Пронумеруйте знаки препинания и поясните их функцию. Подчеркните (запишите) грамматические основы. Составьте схему предложения.
Зрители не могли оторвать глаз от сцены игра актеров великолепно вошедших в роль была совершенна.
8. Дополните предложения так, чтобы получились БСП с различными смысловыми значениями (в скобках указать смысловые отношения)
А) Утро было прекрасное...
Б) Зелёные дубы развесив свои кудрявые кроны закрыли небо...
В) Замела метель дорожки…
Часть 3.
9. Распределите предложения в соответствии с пунктуационными правилами
1) Видна птица по перьям, а человек – по речам. 2) Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. 3) Родина складывается из конкретных и зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. 4) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальный. 5) Она посмотрела на себя в зеркало: лицо было бледнее обыкновенного. 6) Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире в БСП
Тире в неполном предложении
Двоеточие между обобщающим словом и однородными членами предложения
Двоеточие в БСП