Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Вариант 1
1. ответьте письменно на теоретические во Что является основным средством связи между предложениями в бессоюзном сложном предложении?
- Когда ставится запятая и точка с запятой между частями бессоюзных сложных предложений? Приведите примеры на каждый случай.
2. Выполните тест.
1. Укажите сложное бессоюзное предложение.
1) В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги.
2) И ветер затихал, и туча росла, мигала тусклыми молниями и глухо ворчала.
3) Потом он подводил под это сооружение огонь, используя ту же бересту, стружку или газетную бумагу.
4) К утру третьих суток дождь снова хлынул потоками, оглушительно бил гром, сверкали страшные молнии.
2. Укажите неверное суждение.
1) Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть противопоставлена первой.
2) Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что).
3) Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно).
4) Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что).
3. В каком предложении на месте скобок надо поставить двоеточие?
1) На улицах шептались ручьи () дул порывами холодный ветер.
2) На земле жилось нелегко () поэтому я очень полюбил небо.
3) И вот произошла страшная беда ( ) мост рухнул и развалился на мелкие части.
4) Деревня спит () в окнах темно.
4. В каком предложении на месте скобок не надо ставить двоеточие?
1) Ставни в домике постоянно прикрыты () жильцы не нуждаются в свете.
2) В кустах сирени жужжат шмели ( ) над жасмином порхают бабочки.
3) Все тревоги, все заботы у людей слились в одну ( ) за час до свободы не постигла б смерть в плену.
4) Дед оказался прав () к вечеру пришла гроза.
5. Укажите правильный вариант объяснения постановки двоеточия в предложении:
Мы перестали быть равнодушными зрителями неинтересных для нас уроков: мы стали участниками.
1) это бессоюзное сложное предложение со значением дополнения
2) это бессоюзное сложное предложение со значением перечисления
3) это бессоюзное сложное предложение со значением причины
4) это бессоюзное сложное предложение со значением цели
6. Какое значение имеет бессоюзное сложное предложение:
Но тут с Наседкиным случилась беда: он потерял очки.
1) дополнения 3) причины
2) пояснения 4) уступки
7. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением причины.
1) Помню я: тени ложились косые.
2) Мы очень зябли: ночи были уже холодные.
3) Слезятся стёкла в окнах, снаружи дробно стучит дождь, посвистывает ветер.
4) Солдаты зачиркали спичками, и в сырости потянулся махорчатый дымок.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Я верил: он вернётся.
2) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики.
3) Всё было мокро, всё текло, с крыш капала капель.
4) Она вошла и увидела — шкаф открыт, вещи разбросаны по полу.
9. Какое предложение не является сложным бессоюзным?
1) От мороза побелели деревья, лошади, борозды; даже олени не выносили такого холода.
2) Пели зяблики, зарянки, щебетали чижи.
3) Шелковисто шуршали листья клёна, серёжки берёзы.
4) На набережной зажёгся длинный ряд фонарей, они уплывали вдаль бесконечной мутно-белой полосой.
10. С каким значением в бессоюзном сложном предложении не ставится двоеточие?
1) пояснения
2) условия
3) если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание всей первой части, то между частями такого предложения ставится двоеточие
4) причины
3. Выполните разборы предложений.
Из-за бугра потянуло парным молоком: там паслось стадо.4,5
Ушёл от родителей в те леса, выбрал высокое место над водой на горе Маковце, срубил себе незавидную хороминку – захотел обрести тишину.
1. Чтобы ответить на первую часть вопроса, мы должны понять, что является основным средством связи между предложениями в бессоюзном сложном предложении. В данном случае основным средством связи является пунктуация, а именно запятые и точки с запятой.
Когда ставятся запятые и точки с запятой между частями бессоюзных сложных предложений?
- Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если эти части соединяются друг с другом по смыслу, но зависимость между ними не выражается словами.
Пример: "В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги."
- Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если эти части имеют близкий смысл и при этом выступают как самостоятельные предложения.
Пример: "И ветер затихал, и туча росла, мигала тусклыми молниями и глухо ворчала."
2. Теперь перейдем к выполнению теста.
1) В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. - Это сложное бессоюзное предложение.
2) И ветер затихал, и туча росла, мигала тусклыми молниями и глухо ворчала. - Это сложное бессоюзное предложение.
3) Потом он подводил под это сооружение огонь, используя ту же бересту, стружку или газетную бумагу. - Это сложное бессоюзное предложение.
4) К утру третьих суток дождь снова хлынул потоками, оглушительно бил гром, сверкали страшные молнии. - Это сложное бессоюзное предложение.
Итак, сложные бессоюзные предложения находятся в вариантах 1, 2, 3 и 4.
2) Укажите неверное суждение.
В данном случае верными являются утверждения 1, 2 и 3, потому что они объясняют правила ставления двоеточия в бессоюзных сложных предложениях. А утверждение 4 неверно, так как вторая часть не поясняет сказуемое первой части.
3) В каком предложении на месте скобок надо поставить двоеточие?
Правильным выбором будет предложение 1: "На улицах шептались ручьи (), дул порывами холодный ветер." Здесь вторая часть предложения разъясняет содержание всей первой части.
4) В каком предложении на месте скобок не надо ставить двоеточие?
Правильным выбором будет предложение 1: "Ставни в домике постоянно прикрыты (), жильцы не нуждаются в свете." Здесь не требуется ставить двоеточие, так как вторая часть не разъясняет содержание первой части, а просто продолжает ее.
5) Укажите правильный вариант объяснения постановки двоеточия в предложении:
Мы перестали быть равнодушными зрителями неинтересных для нас уроков: мы стали участниками.
Правильным выбором будет вариант 2: "это бессоюзное сложное предложение со значением перечисления." В данном предложении первая часть перечисляет факт того, что мы перестали быть равнодушными зрителями неинтересных для нас уроков, а вторая часть объясняет результат этого изменения.
6) Какое значение имеет бессоюзное сложное предложение:
Но тут с Наседкиным случилась беда: он потерял очки.
Правильным выбором будет вариант 3: "причины". В данном предложении вторая часть объясняет причину беды - потерю очков.
7) Укажите бессоюзное сложное предложение со значением причины.
Правильным выбором будет предложение 1: "Помню я: тени ложились косые." В данном предложении вторая часть объясняет причину - косые тени.
8) Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Правильным выбором будет предложение 4: "Она вошла и увидела — шкаф открыт, вещи разбросаны по полу." В данном предложении перед словом "шкаф" должна стоять запятая, а не тире.
9) Какое предложение не является сложным бессоюзным?
Правильным выбором будет предложение 4: "На набережной зажёгся длинный ряд фонарей, они уплывали вдаль бесконечной мутно-белой полосой." В данном предложении имеется сказуемое и подлежащее, поэтому оно не является бессоюзным.
10) С каким значением в бессоюзном сложном предложении не ставится двоеточие?
Правильным выбором будет вар