Контрольная работа по родному (русскому) языку за курс 7 класса
Вариант 1
1. Найди словосочетания с диалектизмами:
а) глиняная махотка
б) берестяная грамота
в) яркий костер
2. Слова, вышедшие из активного употребления называются
а) архаизмы.
б) историзмы.
в) устаревшие.
г) диалектизмы.
3. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм(ы):
а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Шуми, шуми, послушное ветрило….
4. Укажи, в каком предложении используется историзм:
а) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
б) На юноше надет праздничный кафтан.
в) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
г) Ночью луна осветила холодным светом наше большое село.
5. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
а) Очи – глаза б) Перст – палец в) Выя – шея г) Десница – рот д) Глаголет – говорит е) Щёки – ланиты
6. Из четырёх приведённых ниже словосочетаний – выбери одно лишнее.
а) Не видеть дальше собственного носа.
б) Зарубить на носу.
в) Береги нос в большой мороз.
г) Задирать нос.
7. Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно
Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили.
Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в ежовых рукавицах.
Целый день она кружилась как белка в колесе.
Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит.
8. Укажите предложение с заимствованным словом:
а) Ямщик, не гони лошадей.
б) Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.
в) Трактор в поле, что танк в бою.
г) Самые важные места в объявлении выделены маркером.
д) Зябнет осинка, дрожит на ветру.
9. Укажите ряд иноязычных слов:
Самовар, балалайка, спутник.
Зарево, право, давность.
Наука, слово, учитель.
Шахта, история, подарок.
Библиография, акваланг, декорация.
10. Прочитайте отрывки из стихотворений В.В. Маяковского. Выберите те отрывки, в которых есть авторские неологизмы. Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) На польский − выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости −
откуда, мол, и что это за
географические новости?
2) И не повернув
головы кочан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих шведов.
3) Берет −
как бомбу,
берет −
как ежа,
как бритву обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею двухметроворостую.
4) С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.
11. В каком слове неправильно выделена буква, на которую падает ударение?
а) залитА б) зАмкнутый в) исклЮченный г) кАшлянуть д)слИвовый
12. В каком слове правильно выделена буква, на которую падает ударение?
а) начАт б) начатА в) начатО г) начАты д)начАтый
13. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
а) Он полный НЕВЕЖА: книги за жизнь не прочёл.
б) Письмо Шумахера не дошло по назначению: АДРЕСАТ заболел цингой и умер.
в) ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый г) Юра поднимал модель как можно выше над головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.
14. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ?
а) С прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка.
б) С заключительным аккордом балерина застыла в эффектной позе.
в) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.
г) Эффектные комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.
15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
В своих статьях этот журналист поставил во волнующих многих его современников.
Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.
Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.
16. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Вопреки желанию больного его положили в больницу.
Нужно обязательно оплатить проезд в метро.
Урок-лекция впервые проведен в нашем классе.
Платье-халат постирано и убран в шкаф.
17. Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым во в неофициальной обстановке:
а) официально-деловой стиль б) разговорный стиль в) художественный стиль
18. Один из жанров устного разговорного стиля:
а) песня б) разговор в) стих
Укажите, признаки какого стиля речи предложены: используется в газетах, в передачах радио и телевидения; сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействует на массы –
а) научный б) художественный в) публицистический г) разговорный д) деловой.
1 б, 2 а, 3 г, 4 б, 5 в, 6 в, 7 а, 8 б, 9 а, 10 в, 11 в, 12 б, 13 б
1)синонимы, 2) антонимы, 3)однозначные слова, 4) лексическое значение
Объяснение: