Контрольная работа по курсу
« язык и культура речи»
вариант № 1
№ 1. орфоэпические нормы.
1. расставьте ударения в словах. укажите возможные равноправные варианты.
кремень, по , каталог, прожил, хитро.
2.укажите, какими звуками обозначается сочетание чн: [чн] или [шн]?
горчичный, огуречный, пасечник, конечно, скворечник.
№ 2. лексические нормы.
дайте лексическое значение иностранных слов.
арьергард, бестселлер, визави, дегустация, инспирировать.
устраните речевую избыточность (тавтологию или плеоназм).
1. территориальные образования в недавнем не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. к тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур .
составьте словосочетания с паронимам (при необходимости меняйте форму слова).
комический – комичный, явный – явственный, злой – злостный, понятный – понятливый.
№ 3. фразеологические средства языка.
1. исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу.
2. что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 3. услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.
2. объясните смысл образных выражений.
1. покрывало исиды. 2. восстать, как феникс, из пепла. 3. перейти рубикон. 4. кровь с молоком.
№ 4. морфологические нормы.
1. определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
образец: (теплый) какао – теплое какао.
(коварный) миссури, дорогой (тюль), (дорогой) боа, (знойный) сирокко, (роскошный) барокко.
2. образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
окошко, помидор, якут, лезвие, наволочка.
3. напишите количественные числительные прописью, составьте с ними предложения.
над 7, перед 73, около 347, с 2543.
№ 5. синтаксические нормы.
1. составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
образец: (бездеятельность) – в бездеятельности.
заведующий (кафедра),уверенность (победа), вера (победа), согласно (предписание).
2. замените придаточные предложения причастными оборотами.
1. он не тревожился о семье, которую оставил без всяких средств к существованию. 2. руководитель не обращает внимания на статью, которая указывает на беспорядки, которые царят в сварочном цеху. 3. режиссеру передали видеофильм, который был снят его студентами.
№ 6. нормы правописания.
вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
второй этаж сост…ял из (не)скольких пом…щений разной величины. самое крупное большая гости(н, нн)ая. она имела овальную форму. гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. четыре потускневших зерк…ла а(к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества