Кёр-оглы (также Кер-оглы, Гер-оглы, «Кёр-оглы» или «Короглу») — фольклорно-эпический памятник, сложившийся к XVII веку, и получивший распространение на Ближнем Востоке и в Средней Азии, версии о котором условно можно разделить на две или три группы:
Западную (армянская, грузинская, курдская, азербайджанская, турецкая версии, восходящие казербайджанскому эпосу «Кёр-оглы»).Восточную (туркменский «Гёр-оглы», узбекский и казахский «Гор-оглы»).Таджикский эпос «Гур-угли» (или «Гур-гули»), относимый рядом исследователей к Восточной (Туркестанской) группе версий, содержит, однако же, воспоминания о борьбе с сектой кызылбашей на Кавказе.
В переводе с тюркского «Кор-оглу» означает «Сын слепого». Гор-оглы также может переводиться как «сын, рождённый из могилы». Его мать, согласно восточной версии, была похоронена беременной, но ребёнок родился и выжил, поэтому его назвали Гор-оглу. По мнению А. Гафурова имя Кёроглы является поздней формой имени Гур-оглу (Могучий/Великий сын).
По мотивам азербайджанской версии эпоса в 1936 году азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков написал оперуКёр-оглы. В 2012 году в столице Азербайджана — городе Баку — был установлен памятник Кёр-оглы (скульптор —Токай Мамедов). Именем Кёр-оглы названа станция Бакинского метрополитена.
Гасан-хан ослепляет своего конюха Алы-киши за то, что тот привёл к нему невзрачных коней. Однако, эти кони (Гыр-ат и Дюр-ат) обладали магической силой, так как их родителями были волшебные морские кони. У Алы есть сын Ровшан, которого из-за слепоты отца прозвали Кёроглы (кёр — слепой, оглы, — сын, — буквально: сын слепого). Они вместе с отцом отправляются в горы и обосновываются в местечке «Ченлибель». Кёроглы решает отомстить Гасан-хану. Вскоре к Кёроглы присоединяется всё больше и больше людей, недовольных местными правителями. Впоследствии личная месть Кёроглы вырастает в народную борьбу против несправедливых правителей региона. Отсюда и начинаются все приключения Кёроглы…
Кёр-оглы (также Кер-оглы, Гер-оглы, «Кёр-оглы» или «Короглу») — фольклорно-эпический памятник, сложившийся к XVII веку, и получивший распространение на Ближнем Востоке и в Средней Азии, версии о котором условно можно разделить на две или три группы:
Западную (армянская, грузинская, курдская, азербайджанская, турецкая версии, восходящие казербайджанскому эпосу «Кёр-оглы»).Восточную (туркменский «Гёр-оглы», узбекский и казахский «Гор-оглы»).Таджикский эпос «Гур-угли» (или «Гур-гули»), относимый рядом исследователей к Восточной (Туркестанской) группе версий, содержит, однако же, воспоминания о борьбе с сектой кызылбашей на Кавказе.В переводе с тюркского «Кор-оглу» означает «Сын слепого». Гор-оглы также может переводиться как «сын, рождённый из могилы». Его мать, согласно восточной версии, была похоронена беременной, но ребёнок родился и выжил, поэтому его назвали Гор-оглу. По мнению А. Гафурова имя Кёроглы является поздней формой имени Гур-оглу (Могучий/Великий сын).
По мотивам азербайджанской версии эпоса в 1936 году азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков написал оперуКёр-оглы. В 2012 году в столице Азербайджана — городе Баку — был установлен памятник Кёр-оглы (скульптор —Токай Мамедов). Именем Кёр-оглы названа станция Бакинского метрополитена.
Гасан-хан ослепляет своего конюха Алы-киши за то, что тот привёл к нему невзрачных коней. Однако, эти кони (Гыр-ат и Дюр-ат) обладали магической силой, так как их родителями были волшебные морские кони. У Алы есть сын Ровшан, которого из-за слепоты отца прозвали Кёроглы (кёр — слепой, оглы, — сын, — буквально: сын слепого). Они вместе с отцом отправляются в горы и обосновываются в местечке «Ченлибель». Кёроглы решает отомстить Гасан-хану. Вскоре к Кёроглы присоединяется всё больше и больше людей, недовольных местными правителями. Впоследствии личная месть Кёроглы вырастает в народную борьбу против несправедливых правителей региона. Отсюда и начинаются все приключения Кёроглы…