. широко употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, таковы технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие.
2. насыщенность терминами.
3. использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т. д.) : макромир, интерком, полиграф.
4. существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. В их числе:
а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность) ;
б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель) ;
в) прилагательные с суффиксом -ист (ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь" (глинистый, песчанистый) .
5. часто используются глаголы несовершенного вида. От них образуются формы настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значение (например: в данной отрасли используется это соединение) . Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим… ; докажем, что… ; сделаем выводы; покажем на примерах и т. п.) .
6. часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе действия: В современной философии и социологии норма определяется как средство регулирования деятельности общества в целом; В этом смысле норма понимается как закон деятельности, правило.
7. Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение составлено верно.
8. чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов.
9. не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. я. Его заменяют местоимением мы (авторское мы) . Принято считать, что употребление местоимения мы создает атмосферу авторской скромности и объективности: мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: я исследовал и пришел к выводу…) .
10. часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются: они используются для обозначения а) сорта или вида вещественных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи) ; б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культуры) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты) ; в) отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопытные, хищники
. широко употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, таковы технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие.
2. насыщенность терминами.
3. использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т. д.) : макромир, интерком, полиграф.
4. существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. В их числе:
а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность) ;
б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель) ;
в) прилагательные с суффиксом -ист (ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь" (глинистый, песчанистый) .
5. часто используются глаголы несовершенного вида. От них образуются формы настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значение (например: в данной отрасли используется это соединение) . Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим… ; докажем, что… ; сделаем выводы; покажем на примерах и т. п.) .
6. часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе действия: В современной философии и социологии норма определяется как средство регулирования деятельности общества в целом; В этом смысле норма понимается как закон деятельности, правило.
7. Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение составлено верно.
8. чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов.
9. не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. я. Его заменяют местоимением мы (авторское мы) . Принято считать, что употребление местоимения мы создает атмосферу авторской скромности и объективности: мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: я исследовал и пришел к выводу…) .
10. часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются: они используются для обозначения а) сорта или вида вещественных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи) ; б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культуры) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты) ; в) отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопытные, хищники