Запомни!мн. ч.Р. п. ов (ев)Т. п. ами (ями)ед. ч.И. п. –ая (яя)–ое (ее)мн. ч.И. п. ые (ие)Т. п. ыми (ими)
«В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» В справочник записываем таблицу № 41. Посмотри Р. О. с 44.
Нарушают закон письма
м. р. ж. р. ср. р.
1. в И. п. - ии - - ия - - ие –
< Э > [ …ИЙ ]
е пишется И в Д. п. и П. п.
в России, в гербарии, о собрании
2. <ой>
ой – ый, ий м. р. И., В. п.
о – ы, и
определить род
[
З.П.
т' о м н а в а ]
< В >
тёмного
[ас' эн' ива ]
< В >
осеннего
ого (его)
Не путай ?
Большова Димы
снова, заново
шЗ.П.З.П.ип., ц +<о>
о е
Слова – двойники записываем в тетрадь.
Т №42
Слова - двойники
вмолчанье – в молчании
об угощенье – об угощении
вотдаленье – в отдалении
Марье – Марии
писал Наталье – писал Наталии
Как проверить орфограммы в окончаниях глаголов? Проверяем изменения слов называющих действия обращаемся к справочнику. См.Т. №14
Вывод о работе окончаний известных ученикам изменений слов называющих действия записываем в виде таблицы моделей №46.
Наст. Буд. Вр.
л (1, 2, 3)
ч (ед. мн. ч.)
Вр
Р(м., ж., ср. р.) –ед. ч.
Ч (ед. мн. ч)
инф Л Ч Р Вр
Составляем таблицу какие глаголы относятся к I спр., а какие – ко II спр.
Таблица №47.
I спр. II спр.
У НУ У
и, е – н / у и е
о, у, а, я после шип. а
зть, сть
ти, чь
1. –ить У 2-е спр.
! (стелить – стлать, 1)
(брить-ну, 1)
2. -еть У 2-е спр.
! (хотеть ед.1, мн. - 2)
3. шип -ать У 2-е спр.
гнать
Закрепить орфограммы в личных окончаниях глаголов рекомендуем по учебнику Русский язык 3 кл. Часть 2, М.: Вита-Пресс, 2005 с. 53, 56, 60 и проработать по Р. О. с 42-43.
При проверке орфограмм в высказывании пользуемся Р. О. и планом, данным в учебнике (с. 132).
В 4 классе работа со справочником продолжается.
4 Класс
В4 классе изучаем «Слово как часть речи». Вспоминаем известные знания и повторяем наши модели. Т №48
Фиксируем в справочнике.
Работая над частями речи наши модели конкретизируются и в обобщённом виде записываем в справочник, используем методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой.
Лекс. зн.- указывает на множ. однородных предметов.
Весь материал по имени существительному обобщается в таблице №1 «Грамматические категории имён существительных» (Русский язык 4 класс, часть 1, 2 изд. – М. Вита – Пресс 2003 г. С 154-157). Эти таблицы можно отсканировать и подклеить в справочник, т.к. учебники сдаются в библиотеку.
Затем работаем с грамматическими категориями имён прилагательных. Сводная таблица №2 дана в учебнике (Русский язык 4 класс, часть 1 с. 158-159), которая также необходимо записать в справочник, когда ученик сам записывает он запоминает лучше, а затем рассказывает родителям.
Далее идёт работа с глаголом. Можно составлять таблицы отдельно по грамматическим категориям. Например Т.№59
гр. ф. лица (1,2,3)
Гр. кат. Лица
гр. зн.(тот кто говорит, тот кому говорят, тот о ком говорят)
Светает, холодает, знобит, захочется – безличные глаголы стоят в форме 3 лица, ед. ч., наст., буд. вр.
Затем учащиеся работают со сводной таблицей №3 «Грамматические категории глаголов» (Русский язык , 4 класс, часть 4.1., стр. 175-177), которую переносят в тетрадь справочник.
В справочник ученик записывает порядок грамматической характеристики слов.
«В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» В справочник записываем таблицу № 41. Посмотри Р. О. с 44.
Нарушают закон письмам. р. ж. р. ср. р.
1. в И. п. - ии - - ия - - ие –
< Э > [ …ИЙ ]
е пишется И в Д. п. и П. п.
в России, в гербарии, о собрании
2. <ой>
ой – ый, ий м. р. И., В. п.
о – ы, и
определить род
[
З.П.
т' о м н а в а ]< В >
тёмного
[ас' эн' ива ]
< В >
осеннего
ого (его)
Не путай ?
Большова Димы
снова, заново
шЗ.П.З.П.ип., ц +<о>о е
Слова – двойники записываем в тетрадь.
Т №42
Слова - двойникивмолчанье – в молчании
об угощенье – об угощении
вотдаленье – в отдалении
Марье – Марии
писал Наталье – писал Наталии
Как проверить орфограммы в окончаниях глаголов? Проверяем изменения слов называющих действия обращаемся к справочнику. См.Т. №14
Вывод о работе окончаний известных ученикам изменений слов называющих действия записываем в виде таблицы моделей №46.
Наст. Буд. Вр.л (1, 2, 3)
ч (ед. мн. ч.)
ВрР(м., ж., ср. р.) –ед. ч.
Ч (ед. мн. ч)
инф Л Ч Р Вр
Составляем таблицу какие глаголы относятся к I спр., а какие – ко II спр.
Таблица №47.
I спр. II спр.
У НУ У
и, е – н / у и е
о, у, а, я после шип. а
зть, сть
ти, чь
1. –ить У 2-е спр.
! (стелить – стлать, 1)
(брить-ну, 1)
2. -еть У 2-е спр.
! (хотеть ед.1, мн. - 2)
3. шип -ать У 2-е спр.
гнать
Закрепить орфограммы в личных окончаниях глаголов рекомендуем по учебнику Русский язык 3 кл. Часть 2, М.: Вита-Пресс, 2005 с. 53, 56, 60 и проработать по Р. О. с 42-43.
При проверке орфограмм в высказывании пользуемся Р. О. и планом, данным в учебнике (с. 132).
В 4 классе работа со справочником продолжается.
4 КлассВ4 классе изучаем «Слово как часть речи». Вспоминаем известные знания и повторяем наши модели. Т №48
Фиксируем в справочнике.
Работая над частями речи наши модели конкретизируются и в обобщённом виде записываем в справочник, используем методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой.
Имя существительное Т. №49
Л.3, ОГЗ – предмет.
предмет
носитель признаков
Имя прилагательное Т. №50
П′
Р′
признак предмета
Ч′
Л.З. – назыв.
предмета.
О.Г.З. – обозн.
Глагол Т.№51
наз. действия Обозн. процесс.
Л.З. О.Г.З.
Части речи Т №52
Часть речи -1. О.Г.З.
- 2, Частные грамматические значения.
Гр. кат. П. Т№53
Гр. ф. П. Т.№54
гр. знач.
≠
гр. знач.
Гр. ф. П.
гр. знач.
≠Все русские падежи многозначны.
Повторение изученного о падежах. Т.№55
кто? что?Нет кого? чего? откуда? где?Рад кому? чему? куда? где?Вижу кого? что? куда?Доволен кем? чем? где?Думаю о ком? о чем? где?без, у, от, до, из, ооло, возле, подле, ск,пов, за, на, про, черезза, над, перед, под, св, об, на, при, оСклонение Т.№56
скл.-им. сущ. ж. р. а,я м.р. а,я
2) скл.-им. сущ. м. р. ф.р. о,е
скл.-им. сущ. ж.р.└
└
Путь, сущ.-на мя (время, знамя)-разносклоняемые.
Число им. сущ. Т.№57.
гр. ф. Ч.
гр. зн. Ч.
рисунок 1
рисунки много
гр. ф. ед. ч.
гр. ф. мн. ч.
две формы числа
гр. к. Ч.
гр. знач.(один и больше одного)пр. ф. ед. ч., мн.ч.
Собирательные им. сущ. Т.№58.
Гр. знач. Ч – нет
Лекс. зн.- указывает на множ. однородных предметов.
Весь материал по имени существительному обобщается в таблице №1 «Грамматические категории имён существительных» (Русский язык 4 класс, часть 1, 2 изд. – М. Вита – Пресс 2003 г. С 154-157). Эти таблицы можно отсканировать и подклеить в справочник, т.к. учебники сдаются в библиотеку.
Затем работаем с грамматическими категориями имён прилагательных. Сводная таблица №2 дана в учебнике (Русский язык 4 класс, часть 1 с. 158-159), которая также необходимо записать в справочник, когда ученик сам записывает он запоминает лучше, а затем рассказывает родителям.
Далее идёт работа с глаголом. Можно составлять таблицы отдельно по грамматическим категориям. Например Т.№59
гр. ф. лица (1,2,3)
Гр. кат. Лица
гр. зн.(тот кто говорит, тот кому говорят, тот о ком говорят)
Светает, холодает, знобит, захочется – безличные глаголы стоят в форме 3 лица, ед. ч., наст., буд. вр.
Затем учащиеся работают со сводной таблицей №3 «Грамматические категории глаголов» (Русский язык , 4 класс, часть 4.1., стр. 175-177), которую переносят в тетрадь справочник.
В справочник ученик записывает порядок грамматической характеристики слов.