Какие из перечисленных слов образованы суффиксальным пир, жар, жир, двор, пар, дар, сор. от каких слов были образованы данные суффиксальные существительные, какое значение имел в них суффикс. какова связь значений данных слов и этимологически производящих (исходных) слов? можно ли сейчас выделить суффиксы в данных словах? объясните ответ.

№ 2.

укажите общее и различное в происхождении, морфемном составе и значении слов поддакивать и потакать? можно ли считать эти слова синонимами? мотивируйте ответ.

№ 3

заполните таблицу, вставляя недостающие примеры или название группы слов.

паронимы довольствие

омоформы

проволочка проволочка

изморось изморозь

синонимы кража

антонимы дальновидный

№ 4.

определите, в чем специфика использования выделенных форм в данных предложениях. укажите значения, в которых здесь использованы формы множественного числа существительных.

среди идиотств, суеты, наветов поэт одиозен, порой смешон… (а.вознесенский)

мы в университетах не обучались, в квартирахпо пятнадцать комнат с ванной не жили (м.булгаков).

время онегиных и печориных а.герцен).

вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы (м. шолохов).

всех мук, всех ревностей моих лишь он свидетель был" (к.симонов).

№ 5.

а) от каждого из следующих названий образуйте существительное, называющее жителя данного населенного пункта:

хабаровск, псков, алтай, гороховец, новгород, калуга, оренбург, волгоград.

б) как называются в лингвистике слова, которые вы образовали и названия населенных пунктов?

в) сделайте выводы о образования таких слов в языке. основываясь на данных и собственных примерах, сделайте вывод о наиболее продуктивных моделях образования таких названий (обращайте внимание на суффиксы, конечные звуки основы исходных слов). укажите изменения, которые происходят с основой слов при присоединении суффиксов.

№ 6

найдите и исправьте ошибки в предложениях. определите тип нарушения.

1. должен быть разумный, но ответственный подход к делу.

2. долги местных бюджетов по невыплаченной заработной плате составили более 136 млн. рублей.

3. диагноз определяется только медицинским работником.

4. число жертв достигло двух.

5. река жизни течет своим чередом.

№ 7

выделите повторяющиеся звуки в каждом примере. сгруппируйте данные примеры по приемам фонетической выразительности. укажите названия и функции этих приемов.

1) свищет ветер, серебряный ветер в шелковом шелесте снежного шума (с.есенин).

2) мело, мело по всей земле во все пределы (б.пастернак.

3) перестукивали стыки: на восток, восток, восток (п. антокольский).

4) жаропонижающий жаждоутолитель (из рекламы.

5) от топота копыт пыль по полю летит.

6) залы, залы, залы, залы вязов, ясеней, осин… (б. пастернак).

№ 8

1) я люблю осень: в ней сочетаются самые яркие краски.

2) он покраснел от стыла.

3) верить хотелось, ибо книги уже внушали мне веру в человека.

4) по рассеянности он забыл нужный адрес.

5) по случаю торжеств движение транспорта в центре города было ограничено

6) так как каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания.

а) найдите общее в значении всех предложений. сколько выражения одного и того же синтаксического значения представлено в примерах? придумайте свои примеры предложений с тем же значением (по одному предложению на каждый выражения данного значения).

б) выполните синтаксический анализ третьего предложения (дайте характеристику предложения, подчеркните члены предложения, подпишите части речи, составьте схему предложения).

GeorgeFedorenko GeorgeFedorenko    3   27.09.2019 16:35    23

Другие вопросы по теме Русский язык