Какие из перечисленных слов образованы суффиксальным пир, жар, жир, двор, пар, дар, сор. от каких слов были образованы данные суффиксальные существительные, какое значение имел в них суффикс. какова связь значений данных слов и этимологически производящих (исходных) слов? можно ли сейчас выделить суффиксы в данных словах? объясните ответ.
№ 2.
укажите общее и различное в происхождении, морфемном составе и значении слов поддакивать и потакать? можно ли считать эти слова синонимами? мотивируйте ответ.
№ 3
заполните таблицу, вставляя недостающие примеры или название группы слов.
паронимы довольствие
омоформы
проволочка проволочка
изморось изморозь
синонимы кража
антонимы дальновидный
№ 4.
определите, в чем специфика использования выделенных форм в данных предложениях. укажите значения, в которых здесь использованы формы множественного числа существительных.
среди идиотств, суеты, наветов поэт одиозен, порой смешон… (а.вознесенский)
мы в университетах не обучались, в квартирахпо пятнадцать комнат с ванной не жили (м.булгаков).
время онегиных и печориных а.герцен).
вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы (м. шолохов).
всех мук, всех ревностей моих лишь он свидетель был" (к.симонов).
№ 5.
а) от каждого из следующих названий образуйте существительное, называющее жителя данного населенного пункта:
хабаровск, псков, алтай, гороховец, новгород, калуга, оренбург, волгоград.
б) как называются в лингвистике слова, которые вы образовали и названия населенных пунктов?
в) сделайте выводы о образования таких слов в языке. основываясь на данных и собственных примерах, сделайте вывод о наиболее продуктивных моделях образования таких названий (обращайте внимание на суффиксы, конечные звуки основы исходных слов). укажите изменения, которые происходят с основой слов при присоединении суффиксов.
№ 6
найдите и исправьте ошибки в предложениях. определите тип нарушения.
1. должен быть разумный, но ответственный подход к делу.
2. долги местных бюджетов по невыплаченной заработной плате составили более 136 млн. рублей.
3. диагноз определяется только медицинским работником.
4. число жертв достигло двух.
5. река жизни течет своим чередом.
№ 7
выделите повторяющиеся звуки в каждом примере. сгруппируйте данные примеры по приемам фонетической выразительности. укажите названия и функции этих приемов.
1) свищет ветер, серебряный ветер в шелковом шелесте снежного шума (с.есенин).
2) мело, мело по всей земле во все пределы (б.пастернак.
3) перестукивали стыки: на восток, восток, восток (п. антокольский).
4) жаропонижающий жаждоутолитель (из рекламы.
5) от топота копыт пыль по полю летит.
6) залы, залы, залы, залы вязов, ясеней, осин… (б. пастернак).
№ 8
1) я люблю осень: в ней сочетаются самые яркие краски.
2) он покраснел от стыла.
3) верить хотелось, ибо книги уже внушали мне веру в человека.
4) по рассеянности он забыл нужный адрес.
5) по случаю торжеств движение транспорта в центре города было ограничено
6) так как каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания.
а) найдите общее в значении всех предложений. сколько выражения одного и того же синтаксического значения представлено в примерах? придумайте свои примеры предложений с тем же значением (по одному предложению на каждый выражения данного значения).
б) выполните синтаксический анализ третьего предложения (дайте характеристику предложения, подчеркните члены предложения, подпишите части речи, составьте схему предложения).