Какая в тексте проблема? (1) познакомился я как-то в поезде с бывшим танкистом, настоящим великаном. (2) он сел у окошка, отдышался, потом расстёгивает на гимнастёрке кармашек и, вижу, достаёт маленький-премаленький носовой платочек. (3) я не выдержал и говорю: – (4) простите, полковник, что это у вас такой платочек – , маленький? (5) он даже как будто обиделся. – (6) ах вот как? (7) маленький? (8) сложил платочек, подержал его на своей богатырской ладони и говорит: – (9) а платочек этот не простой. (10) если желаете, могу рассказать. (11) в конце сорок третьего года наша часть стояла под ленинградом. (12) холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды . (13) и вот в эти самые дни мы взяли шефство над одним из детских домов. (14) кое-что подкинули: уделили им из своего пайка сахару, жиров, (15) купили одежды, игрушек (16) а под новый год устроили ёлку. (17) и первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок . (18) но и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят – приготовили одному кисет вышитый, другому рисуночек какой-нибудь, блокнот… (19) а ко мне подбегает маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет и протягивает маленький беленький пакетик, перевязанный ниткой. «(20) поздравляю, – говорит. – (21) только вы этот пакетик, , развяжите тогда, когда берлин возьмёте». (22) видали? (23) на улицах шрапнельные снаряды , а уж она о берлине думает. (24) я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю: «(25) хорошо, дочка. (26) обещаю». (27) и что вы думаете? (28) ведь сдержал своё слово. (29) ворвались в берлин. (30) лезу в карман, в гимнастёрку, вытаскиваю пакет. (31) конечно, весь он смялся, изодрался, порохом (32) развёртываю, а вот этот самый, , как вы его обозвали, платочек. (33) и к нему булавкой пришпилена записка: «(34) с новым годом, дорогой дяденька боец! (35) когда будешь в берлине, мне платочком, . (36) а я, когда узнаю, что наши берлин взяли, тоже вам ручкой . (37) этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (38) желаю тебе здоровья! (39) ! (40) на берлин! (41) лида гаврилова». (42) ну (43) скрывать не буду: заплакал я. (44) с детства не плакал, жену и дочку за годы войны потерял, и то слёз не было, а тут – на тебе, ! (45) и я повернулся на восток и туда белым платочком. (46) и представилось мне, что далеко-далеко, на берегу невы, стоит сейчас маленькая девочка лида и тоже машет мне своей худенькой ручкой, и тоже радуется (47) полковник расправил на колене платок, улыбнулся и сказал: – (48) вот я его с собою таскаю, как (49) я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка лида и что с нею. – (50) да. (51) знаю (52) летом сорок пятого года я удочерил лиду… (53) дочка у меня (по л. пантелееву.)
1) Первый описанный эпизод, где Лида предлагает герою платочек и делает ему предложение развязать его, когда он возьмет Берлин, является причиной возникновения проблемы. Этот жест отражает доверие и веру Лиды в мужество и силу героя.
2) Герой в своей реакции (строка 24-26) обещает Лиде, что развяжет платочек, когда Берлин будет взят. Это обещание оказывает на него сильное впечатление.
3) Проблема нарастает во время прорыва к Берлину (строка 29), когда герой замечает мятый пакетик и разворачивает его. Внутри находится платочек, который Лида передала ему с сопроводительной запиской.
4) В конце текста (строки 53-54), герой узнает, что Лида стала его дочерью и сейчас находится с ним.
Главной проблемой текста является то, что Лида, маленькая девочка, чья мама умерла во время войны, настолько предана герою, что передала ему платочек с пожеланиями и выражением надежды на победу в Берлине. Это вызывает сильные эмоциональные реакции у героя и, как он сам признает, приводит его в слезы (строка 44).
Подробное описание этих эпизодов и эмоциональных переживаний, а также пошаговое решение текста позволяет школьнику понять важность и силу эмоциональных связей и проявления преданности и любви к близким людям.