Какая из приведенных ниже пословиц построена на антонимии? а) Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
б) Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
в) Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
г) Корень учения горек, а плод его сладок.
5. В какой из пословиц НЕТ антонимов?
а) Легче друга потерять, чем найти.
б) Больше друзей — больше и врагов.
в) Дружбу помни, а зло забывай!
г) Друга люби — себя не губи.
6. Какое языковое явление (какая разновидность омонимии) используется в приведенном ниже предложении:
«А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга? (Лермонтов)
а) лексические (полные) омонимы,
б) омоформы (совпадение слов только в определенной форме)
в) омофоны
г) омографы
7. В какой из строк продемонстрировано явление ОМОНИМИИ, а не многозначности слова?
а) Течь: огромная течь в трюме – начал течь
б) Подошва: подошва туфель – подошва горы
в) Литься: льется вода – льется песня
г) Прямой: прямой путь – прямой взгляд
8. В основе многозначности какого из слов лежит не метафора, а метонимия?
а) Закат: закат солнца – закат империи
б) Теплый: теплый день — теплые слова;
в) Буря: снежная буря – буря восторгов
г) Серебро: посуда из серебра — столовое серебро;
9. Какое слово не является заимствованным?
а) Кофта б) Свитер в) Рубашка г) Блузка
10. В каком ряду представлены только старославянизмы:
а) горох, молва, одёжка
б) освещение, низвергать, перст
в) подбородок, голова, холодный
г) невежа, ошеломить, разбег
11. Укажите ряд, в котором есть "лишний" фразеологизм (имеющий значение, отличающееся от общего значения ряда).
а) Наставлять нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, клевать носом;
б) Сбросить бремя, разорвать цепи, развязать себе руки, сбросить хомут;
в) Откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.
12. Укажите ряд, содержащий только книжные фразеологизмы
а) вавилонское столпотворение, глас вопиющего в пустыне
б) и ухом не повести; глаза разбегаются;
в) без году неделя; положение хуже губернаторского;
г) была б моя воля; и глазом не моргнул
13. Укажите предложение, в котором есть лишнее слово (допущен плеоназм)
а) Теплый ветер ласково погладил меня по щеке.
б) В тот давний памятный день никто из нас не думал о предстоящих испытаниях
в) К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.
г) Я впервые представил себе весь масштаб предстоящей нам работы и ужаснулся.
14. Укажите предложение без речевой ошибки.
а) Главную суть своей книги учёный изложил на научной конференции..
б) Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды.
в) Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.
г) Не люблю тех, кто в глаза начальству дифирамбы поет, а за глаза грязью поливает.
15. Выпишите антонимы из предложения.
Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (Мизеров С.)
16. Выпишите из предложения контекстные синонимы
Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. (Песков В.)
17. Выпишите из текста фразеологизм (фразеологизмы)
Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. Одиннадцатый класс как песочные часы. Сверху — школа, снизу — ты. И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» Не хочется теперь! (Михайлова Н.)
18. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.
19. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
а)я думаю (г) корень учения горек а плод сладок5.г)друга люби себя не губи