Известно, что в учебных России существовали традиции, свои ирана, свои специфические весни, прибаутки, характерные выражения, Не стали исключением и кадетские корпуси - нанальные поенно-учебные заведения.
Чтобы тайный кадетских слов, к
воспоминаниям кадетских корпусов и других подобных училина, к произведениям русских писцтелей, эту школу жизни,
В. И. Даль, закончивний Петербургский морской корпус в 1819 году.
даёт жаргонизму когуряться»: «Огуряться вошло в корпусе в употребление от новгородцев. Оно означало отдельваться от обязанности своей, не исполнять сё, не быть налицо, где должное.
Несколько сужается значение данного жаргонизма в рассказе
К. М. Станюковича «Маленькие морякин: «Большинство находящихся в лазарете огурялось, На жаргоне кадет «огурнуться» означало избавиться от уроков, почему- либо неприятных и обещающих единицу, из-за которой можно в субботу не попасть «за корпус», т. с, домой. Маленькие кадеты, перед тем как «огурнуться», обыкновенно усердно натирали себе глаза, набивали ударом локтя по столу пульс, отчаянно мотали головой, являясь на приём с самыми постными рожами».
Глагол «огуряться»/»огурнуться» образован от этимологически неясного
корня огур- или -гур- путём присоединения возвратной частицы -ся, подчеркивающей направление действия на себя.
К. М. Станюкович учился в Петербургском морском кадетском корпусе в
1850-е годы, т. е, более чем на 30 лет позднее В. И. Даля. Значит, условное обозначение передавалось от одного поколения кадетов к другому.
(О. А. Анищенко. "тайный" смыся кадетских слов и выражений)
Задания.
Определите тему, основную мысль текста; подберите заголовок. К какому типу речи принадлежит текст? Обратитесь к энциклопедическим словарям, справочникам. Сделайте
записи:
В. И. Даль - это…; К. М. Станюкович - это… (По одному предложению)
4. Объясните значение слов: традиции, специфические, налицо, лазарет, постными, подобрав к ним синонимы. Какое из этих слов употребляется в переносном значении?
6.
Выпишите из текста лингвистические термины. (Жаргонизм, Выпишите из текста обособленное приложение. Выпишите из текста: а) обособленные определения с определяемыми
словами; б) обособленное обстоятельство.
8. их как члены предложения.
9.
10. Объясните употребление кавычек в тексте.
Найдите и запишите пояснительные члены предложения. Подчеркните
Составьте схему второго предложения (с однородными членами)