ИЗЛОЖЕНИЕ 6 КЛАСС Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде…
Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район. Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя…
Матери говорили:
— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.
И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый. Да я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте.
Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.
С французским у меня не ладилось из-за произношения... Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза… Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы… Едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня…
Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить. Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду…
По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь стучал дядя Ваня. Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку.
(В.Распутин «Уроки французского»)
Теперь давайте по шагам разберем данный отрывок, чтобы лучше понять его смысл.
1. В начале отрывка герой рассказывает о том, что он начал учиться в пятом классе в 1948 году. Поскольку в его деревне была только начальная школа, ему пришлось ехать за 50 километров в райцентр, чтобы продолжить образование.
2. Герой также упоминает, что голод был еще неотступным в тот год, и у его семьи было три рта кормить. Он рассказывает, как он и его сестренка проглатывали проросшую картошку и зерно овса, чтобы снять постоянную мысль о еде.
3. Он не уверен, как его мать решила отпустить его в район. Их жизнь была трудной, и она решила, что хуже уже не будет. Он хорошо учился, ходил в школу с удовольствием и был признанным грамотеем в своей деревне. Его мать была убеждена, что его грамотность будет полезной вещью.
4. Герой признает, что он не понимал все испытания, которые ожидали его в новом месте, но он старался учиться хорошо. Он не мог себе позволить не выучить ни одного урока, и поэтому у него были пятерки по всем предметам, кроме французского.
5. Он описывает свои проблемы с французским языком, особенно с произношением. Он пытается говорить на французском, как нашими деревенскими скороговорками, и его учительница не может понять его. Французский язык становится самым сложным предметом для героя.
6. Однако самым тяжелым моментом для него было чувство тоски и отчаяние, когда он приходил из школы. Он очень скучал по дому и деревне. Это было горько и грустно для него. Он хотел только одного - быть дома. Он сильно похудел, и мать испугалась за него, когда она приехала в сентябре.
7. Герой также упоминает, что он постоянно недоедал. Еда, которую ему присылали из дома, быстро заканчивалась. Часть его еды исчезала, и он догадывается, что кто-то из детей тети Нади, его соседки, берет его еду. Он был обиден, что его мать делала беззаветную помощь, но еда все равно исчезала.
8. Вечером он околачивался у чайной и на базаре, мечтая о еде, но большинство времени он шел домой без еды. У тети Нади он мог попить чай, который согревал его, и затем идти спать. Утром снова в школу.
9. Он ждал с нетерпением тот счастливый момент, когда его дядя Ваня подъезжал к известным воротам. Он наедался до отвала, но через пару дней снова начинал голодать.
В данном отрывке передано то, как сложно было главному герою в новом месте - он страдал от голода, тоски по дому и проблем с адаптацией. Тем не менее, он старался учиться хорошо и не показывать свои проблемы.