Итоговый диктант 7 класс «Весна».
После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очищенные от снега скаты темно-серых крыш; грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами не стаявший снег.

Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи.

Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи, не смолкавшие ни на одну минуту.

За городом уже пестрело от проталин. Чернели гребни пахоты, бурели пролысины старой травы. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.

Грамматическое задание. 1. Выделите причастный оборот в тексте: I – не обозначенный запятыми; II – обозначенный запятыми. 2. Выпишите любое предложение с причастным оборотом. 3. Найдите 3–4 слова, употребленные в переносном значении. 4. Найдите причастие: образованное от

глагола совершенного вида II спряжения; образованное от глагола совершенного вида I спряжения. 5. Обозначьте морфемы в словах: перекрестками, подтаивавших, прощупывали. 6. Выполните фонетический разбор слов: рушились.

ДлЯсВоИхПро100АлЯ ДлЯсВоИхПро100АлЯ    2   15.05.2020 21:21    309

Ответы
Nastyaluan Nastyaluan  09.01.2024 21:28
Хорошо, давайте рассмотрим этот текст и ответим на все вопросы по порядку.

1. Выделите причастный оборот в тексте: I – не обозначенный запятыми; II – обозначенный запятыми.
Причастный оборот представляет собой форму причастия с определенными словами или выражениями, связанными общим значением.
В данном тексте есть два варианта:
I - "процветали от падавшей в них влагой сиюминутные побеги";
II - "воздвигнутые ребятишками".

2. Выпишите любое предложение с причастным оборотом.
В тексте есть несколько предложений с причастными оборотами. Одно из них:
"Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками".

3. Найдите 3–4 слова, употребленные в переносном значении.
Переносное значение слова – это использование его в неосновном значении, символическом или образном. В тексте есть несколько примеров:
- "терпели бедствие бумажные флотилии" (бумажные флотилии терпят не бедствие в прямом смысле, а это выражение олицетворяет их несчастье в лужах);
- "грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами не стаявший снег" (грачи не являются настоящими горняками или профессионалами, но они действуют похожим образом);
- "и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи" (здесь "осмелиться" означает что-то не только физическое, но и психологическое);
- "дрожали в ожидании ребятишки"; (здесь "дрожать" означает не только физическое дрожание, но и эмоциональное)

4. Найдите причастие: образованное от глагола совершенного вида II спряжения; образованное от глагола совершенного вида I спряжения.
Причастия образуются от глаголов и могут быть причастиями настоящего времени или прошедшего времени.
В тексте есть следующие причастия:
- образованное от глагола совершенного вида II спряжения: "прошедший" (причастие прошедшего времени от глагола "пройти");
- образованное от глагола совершенного вида I спряжения: "плавило" (причастие настоящего времени от глагола "плавить").

5. Обозначьте морфемы в словах: перекрестками, подтаивавших, прощупывали.
Морфемы - это маленькие значимые единицы языка, которые составляют слово.
В слове "перекрестками" есть три морфемы: "пере-" (приставка), "крест" (основа), "-ками" (суффикс).
В слове "подтаивавших" есть три морфемы: "под-" (приставка), "тай" (основа), "-авш" (суффикс).
В слове "прощупывали" есть две морфемы: "про-" (приставка), "щуп" (основа), "-ывали" (суффикс).

6. Выполните фонетический разбор слов: рушились.
Фонетический разбор показывает, какие звуки составляют слово.
В слове "рушились" есть следующие звуки:
- [р] в начале слова;
- [у] - [ш] - [и] - [л] - [и]- [л] в середине слова;
- [с] - мягкий знак [ь] в конце слова.

Я надеюсь, что эти ответы помогут тебе лучше понять текст и выполнить итоговый диктант. Если у тебя остались еще вопросы или требуется больше объяснений, обязательно спрашивай!
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык