Итоговая контрольная работа по русскому языку. 8 класс. Вариант 3
ЧАСТЬ 1
Прочтите текст и выполните задания А1 – А9, В1 – В14.
(1)Сказки знают все. (2) По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. (3) И все-таки, смею предположить, мы не знаем сказки. (4) Разве только количество названных сказок является свидетельством их знания? (5) Ведь сказка – это не рассказ, не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах, и разницу между жанровыми особенностями легко проследить. (6) Многие ли из нас могут рассказывать сказки так, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись?
(7) Так что же такое сказка? (8) Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то получится ряд, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать – рассказывать. (9) То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя.
(10) Но всякий ли интересный рассказ является сказкой? (11) Можно с уверенностью ответить на этот вопрос: нет. (12) Наверное, всем нам не раз приходилось самим или говорить тем, кто рассказывает о том, во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки!», «Все это – сказки». (13) Чаще всего сказка повествует о таких событиях, которые в жизни происходить не могут, они невероятны, фантастичны. (14) Еще Пушкин незнание сказок расценивал как недостаток воспитания. (15) Ему же принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
(16) Однако очень часто сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой. (17) Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать льстецов и хитрецов, ненавидеть врагов и злодеев. (18) Сказка утверждает принципы, характерные для истинной народной жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
(по Ю.Г. Круглову)
Задания А1 – А9 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1 – А9 даны 4 варианта ответа, один из которых правильный. Найдите этот правильный ответ.
А1. В каком из перечисленных предложений содержится главная мысль текста?
Народ сам в пословицах и поговорках отметил главную особенность сказок – фантастичность.
Сказка нужна только для того, чтобы зажечь воображение слушателей или читателей.
Сказка повествует о том, чего не было.
Сказка рассказывает нам об истинных принципах народной жизни.
А2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: « В чем автор текста видит утерянную для современного человека значимость сказок?»
1) Люди перестали рассказывать друг другу сказки.
2) Люди перестали думать о нравственных уроках, которые содержатся в сказках.
3) Дети не умеют слушать сказки.
4) Дети не верят в сказки.
А3. Как характеризует автора информация, заключённая в предложениях 10 - 15?
1) Он человек начитанный.
2) Он любит поспорить.
3) Он не умеет разговаривать с людьми.
4) Он человек плохо воспитанный.
А4. Лексическое значение какого слова из данного текста дано неверно?
Сказка (предложение 15) -произведение о вымышленных лицах и событиях.
Ложь (предложение 15) - намеренное искажение истины, неправда.
Намек (предложение 15) - предположение.
Урок (предложение 15) - нечто поучительное, из чего можно сделать вывод на будущее.
А5. Какие изменения произойдут в предложении «Наверное, всем нам не раз приходилось самим или говорить тем, кто рассказывает о том, во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки!», «Все это – сказки», если слово «сказки» заменить словом «неправда»?
1) Изменится смысл предложения.
2) Изменится стилистический оттенок предложения.
3) Изменится пунктуация.
4) Изменится грамматическая структура предложения.
А6. В каком предложении использован постоянный эпитет?
1) 8 2) 15 3) 16 4) 18
А 7. В каком предложении содержится цитата?
1) 8 2) 9 3) 12 4) 15
А 8. Определите стиль речи.
1) публицистический 2) разговорный
3) художественный 4) научный
А9. Определите тип речи в предложениях 1-6.
1) описание 2) повествование 3) рассуждение 4) все типы речи
Задания В1 – В14 выполните на основе прочитанного текста.
ответы записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово «смелость» из предложения №18 антонимом. Напишите этот антоним.
В.2 Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.