Всем известно, что люди стали читать меньше, – телевидение, Интернет, музыка занимают огромное место в жизни человека. Книги заменяются электронными или аудиоверсиями. Но, несмотря на это, печатные издания продолжают жить. Ничто не может сравниться с сокровенным процессом личного общения с авторским словом. И по-прежнему притягивает к себе иллюстрированная книга. Иллюстрации можно подолгу рассматривать, находя все новые нюансы, восхищаясь оригинальностью авторского подхода. А можно выполнить и свои рисунки.
Конечно же, для того чтобы создать свой рисунок, необходимо знать приемы композиции, обладать простейшими навыками рисования. Основным же условием для создания хорошей иллюстрации является увлеченность книгой, эмоциональный и творческий настрой. Не случайно для иллюстрации выбирают любимую книгу или ту, которая произвела наиболее яркое впечатление.
Метод проживания и сопереживания эмоционально-чувственному опыту человечества через искусство требует от учащихся развитой чувственности и восприимчивости. Примером такого занятия может служить интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по творчеству А.И.Солженицына.
Инновационными приемами нашей работы считаем оценку и анализ эмоциональной насыщенности работ, выраженной средствами изобразительного искусства, сопереживание авторскому отношению к изображаемым явлениям. При этом повышается роль восприятия художественного произведения и его влияние на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Мы остановились на творчестве этого писателя не случайно. В сентябре 2008 года премьер-министр В.В. Путин поручил Министерству образования доработать учебные программы, чтобы творчество нобелевского лауреата А.И.Солженицына в них было представлено более полно.
Александр Исаевич вошел в нашу литературу как писатель “лагерной темы”, борец за свободу человека. Такие его произведения как “Один день Ивана Денисовича”, “Архипелаг ГУЛАГ” для очень многих людей стали источником знаний о страшном периоде нашей истории. Но ведь у Солженицына есть еще и другие работы, с которыми можно знакомить детей в школе. Лирические миниатюры, начатые в 1958 году и известные под заглавием “Крохотки”, вполне заслуживают внимания. Обратиться к ним можно уже на уроках в 6–7-х классах.
А.И. Солженицына на протяжении всей жизни волновали актуальные общественно-политические, философские, нравственные вопросы, его произведения отличаются эмоциональной напряженностью, сосредоточенностью на одном чувстве, определить которое мы можем как любовь к Отечеству. В “Крохотках” отражены, на наш взгляд, наиболее сокровенные мысли и переживания писателя, они – своеобразное зеркало “его духовного состояния”, в основе которого глубокая убежденность, что судьба и будущее народа неразрывны с его душой.
В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности на сострадание и сочувствие. Именно искусство как никакая другая область деятельности человека воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства: в литературе это слово, в изобразительном искусстве – цвет, линия, пятно. Они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.
В связи с этой установкой мы разработали и провели серию уроков по литературе и изобразительному искусству, а результат работы обобщили на интегрированном уроке, построенном на взаимодействии двух компонентов: изобразительной деятельности и ознакомлении с творчеством Солженицына на примере рассказов из цикла “Крохотки”.
На уроках литературы учащиеся знакомились с “Крохотками” А.И.Солженицына, анализируя отдельные рассказы из этого цикла. Результатом работы на данном этапе стали сочинения-отзывы.
Всем известно, что люди стали читать меньше, – телевидение, Интернет, музыка занимают огромное место в жизни человека. Книги заменяются электронными или аудиоверсиями. Но, несмотря на это, печатные издания продолжают жить. Ничто не может сравниться с сокровенным процессом личного общения с авторским словом. И по-прежнему притягивает к себе иллюстрированная книга. Иллюстрации можно подолгу рассматривать, находя все новые нюансы, восхищаясь оригинальностью авторского подхода. А можно выполнить и свои рисунки.
Конечно же, для того чтобы создать свой рисунок, необходимо знать приемы композиции, обладать простейшими навыками рисования. Основным же условием для создания хорошей иллюстрации является увлеченность книгой, эмоциональный и творческий настрой. Не случайно для иллюстрации выбирают любимую книгу или ту, которая произвела наиболее яркое впечатление.
Метод проживания и сопереживания эмоционально-чувственному опыту человечества через искусство требует от учащихся развитой чувственности и восприимчивости. Примером такого занятия может служить интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по творчеству А.И.Солженицына.
Инновационными приемами нашей работы считаем оценку и анализ эмоциональной насыщенности работ, выраженной средствами изобразительного искусства, сопереживание авторскому отношению к изображаемым явлениям. При этом повышается роль восприятия художественного произведения и его влияние на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Мы остановились на творчестве этого писателя не случайно. В сентябре 2008 года премьер-министр В.В. Путин поручил Министерству образования доработать учебные программы, чтобы творчество нобелевского лауреата А.И.Солженицына в них было представлено более полно.
Александр Исаевич вошел в нашу литературу как писатель “лагерной темы”, борец за свободу человека. Такие его произведения как “Один день Ивана Денисовича”, “Архипелаг ГУЛАГ” для очень многих людей стали источником знаний о страшном периоде нашей истории. Но ведь у Солженицына есть еще и другие работы, с которыми можно знакомить детей в школе. Лирические миниатюры, начатые в 1958 году и известные под заглавием “Крохотки”, вполне заслуживают внимания. Обратиться к ним можно уже на уроках в 6–7-х классах.
А.И. Солженицына на протяжении всей жизни волновали актуальные общественно-политические, философские, нравственные вопросы, его произведения отличаются эмоциональной напряженностью, сосредоточенностью на одном чувстве, определить которое мы можем как любовь к Отечеству. В “Крохотках” отражены, на наш взгляд, наиболее сокровенные мысли и переживания писателя, они – своеобразное зеркало “его духовного состояния”, в основе которого глубокая убежденность, что судьба и будущее народа неразрывны с его душой.
В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности на сострадание и сочувствие. Именно искусство как никакая другая область деятельности человека воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства: в литературе это слово, в изобразительном искусстве – цвет, линия, пятно. Они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.
В связи с этой установкой мы разработали и провели серию уроков по литературе и изобразительному искусству, а результат работы обобщили на интегрированном уроке, построенном на взаимодействии двух компонентов: изобразительной деятельности и ознакомлении с творчеством Солженицына на примере рассказов из цикла “Крохотки”.
На уроках литературы учащиеся знакомились с “Крохотками” А.И.Солженицына, анализируя отдельные рассказы из этого цикла. Результатом работы на данном этапе стали сочинения-отзывы.