Идет Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло совсем, как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло всё. Только слышно внизу речка журчит. Дошел до лесу — никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать.
Отдохнул, лепешку съел. Нашел камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошел по дороге с версту, выбился из сил, — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, — лягу в лесу, переднюю, а ночью опять пойду».
Всю ночь шел. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услыхал, схоронился за дерево.
Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошел. «Ну, — думает, — еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду тридцать шагов, видит — лес кончается. Вышел на край — совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров.
Вгляделся — видит: ружья блестят, казаки, солдаты.
Обрадовался Жилин, собрался с последними силами, пошел под гору. А сам думает: «избави бог, тут, в чистом поле увидит конный татарин; хоть близко, а не уйдешь».
Только подумал — глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, — пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим:
— Братцы! выручай! братцы!
1. Разбейте текст на смысловые части.
2. Озаглавьте отрывок.
3. Составьте простой назывной план.
4. Подберите к каждому пункту плана
а) Жилин идет в лес
б) Жилин отдыхает в лесу
в) Жилин продолжает свой путь к крепости
г) Жилин видит крепость и татар
д) Жилин просит помощи
2. Озаглавьте отрывок: "Жилин и его приключения на пути к крепости"
3. Составьте простой назывной план:
а) Жилин идет в лес
- Описание пути Жилина и окружающей среды
- Жилин находит место для отдыха
б) Жилин отдыхает в лесу
- Описание отдыха Жилина и его мыслей
- Жилин продолжает свой путь к крепости
в) Жилин продолжает свой путь к крепости
- Описание продолжения пути Жилина в лесу
- Жилин видит крепость и татар
г) Жилин видит крепость и татар
- Описание переживаний Жилина и его страха
- Жилин просит помощи
д) Жилин просит помощи
- Описание попытки Жилина вызвать на помощь
4. Подберите к каждому пункту плана:
а) Жилин идет в лес
- В этой части текста описывается путь Жилина к лесу и окружающая среда - описание постепенного смеркания, света, слышимых звуков, детализация и картины.
б) Жилин отдыхает в лесу
- Эта часть текста описывает отдых Жилина в лесу и его размышления о дальнейшем пути. Упоминается наличие реки, описание покоя.
в) Жилин продолжает свой путь к крепости
- Текст описывает продолжение пути Жилина в лесу, его усталость и физические страдания. Также упоминается расстояние до крепости и Жилин принимает решение продолжать движение.
г) Жилин видит крепость и татар
- Эта часть текста описывает радостное открытие Жилином крепости и его обнаружение татар. Есть описание окружающего пейзажа с огнями костров и присутствие конных татар вблизи.
д) Жилин просит помощи
- В последней части текста Жилин призывает на помощь и отчаянно зовет всех вокруг.