I. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.
Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она чутко откликается на изменения во внешней, неязыковой действительности – в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми1. Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нем параллелен темпу общественных перемен?4 Если бы это было так, то мы бы не понимали не только Пушкина и Гоголя, но и Чехова и даже Горького. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно все», о чем3 он сказал в своем творчестве.
Дело в том, что язык по своей природе консервативен. Это хорошо видно по сохраняющимся2 в языке названиям. Например, мы продолжаем называть пером то, что совсем не похоже на гусиные2 перья1, которыми писали наши предки; нож называем перочинным, хотя никакие перья им давно не чинят...
И подобных примеров множество.
(Энциклопедический словарь юного филолога)
1. В каком значении употребляется слово консервативный?
2. Докажите, что это текст научно-популярного стиля.
3. С каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
5. Используя материал текста, составьте словарный диктант. Включите в него заимствованные слова.