I вариант 1. Укажите неверное утверждение.
А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
Б. Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже.
В. Сказуемые бывают простые и сложные.
Г. Приложение – особый вид определения.
2. Отметьте сложное предложение, где оба простых предложения – двусоставные:
а) Светло на улице, и виден сад насквозь.
б) Природа весной наполняется жизнью, и все свое благоухание она отдает цветам и травам.
в) Печь накалилась докрасна, и в палатке стало невыносимо жарко.
г) На небе начинало сереть, и по воде заклубился легкий парок.
3. В каком предложении неверно выделено сказуемое?
1) А я вот желал учиться.
2) Дом всё равно нужен будет.
3) Он сам чуть не потонул вместе с нею.
4) Время тогда было голодное.
4. Укажите тип сказуемого в данном предложении:
И не спешили уходить, перебирая хуторские сплетни да новости.
1) Простое глагольное сказуемое;
2) составное глагольное сказуемое;
3) составное именное сказуемое;
4) сказуемое отсутствует.
5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
1) Я вас буду рад видеть.
2) Сейчас луговина была свободна.
3) Николай слушал и молчал, но делал по-своему.
4) Мать стала сторожить на крыльце.
6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
1) И глухо, пусто в полуденной степи.
2) Скоро поспела уха.
3) У околицы возле плотины остановились отрясти дорожную пыль.
4) Дед Архип валенки надел, стёганку и вышел из дома.
7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
1) Виктор Андреевич оказался отнюдь не богатырем с плечами в косую сажень.
2) А там, с асфальта, к ферме, её огни будут видны.
3) Но сейчас Архипу впечатление нужно было произвести
4) А за пазухой грел ему сердце тёплый хлеб.
8. Выберите вариант ответа, где находится предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) Цветы символ любви и воспоминаний.
б) Бедность не порок.
в) Воля как полёт, соединённый с восторгом.
9. Выберите вариант ответа, где находится предложение с несогласованным определением:
а) По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
б) Люблю дымок спалённой жнивы…
в) Пряди различной длины торчали из-под его берета
10. Выберите вариант ответа, где находится предложение с согласованным определением:
а) Я поступил неосторожно, предаваясь привычке видеть и слышать вас ежедневно.
б) Он на лету отдавал приказания, сообщал необходимое.
в) От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.
11. Выберите вариант ответа, где находится предложение с обстоятельством цели:
а) Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
б) Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
в) Ветер постепенно стихает.
12. Выберите вариант ответа, где находится предложение с косвенным дополнением:
а) Морячок играл старинный вальс.
б) Я окно распахнул.
в) Слепит глаза реки далёкой дрожь.
13. Определите предложение, где есть прямое дополнение:
а) Но всё равно этому будет конец.
б) Ударит молния или чьи-нибудь городские внуки в затишке костерок запалят.
в) Новым летом на пепелище лесом поднимутся конопля, крапива, дурнишник.
г) Тополя да берёзы в осеннем наряде.
14. Выпишите предложение и выполните его синтаксический разбор.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
15. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. (2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина. (3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. (4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. (5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 3: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Напишите, каким членом предложения он является?