I. контрольное списывание.
списать текст, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы:
тр…пинка по которой савушкин повёл анну васильевну нач…налась сразу за школьной усад…бой. едва тяжело гружё (н, нн)ые снегом еловые лапы с…мкнулись за их спиной, они сразу перен…слись в иной, зач…ров…(н, нн) ый мир покоя и бе…звучия. кругом белым-бело. лишь в вышине чернеют м…кушки рослых плач…щих берёз обдутые ветром4. тонкие веточки кажутся нарисов…(н, нн)ыми на син…й глади неба.
дорожка проск…льзнувшая под аркой гнутой ветлы сбежала к студё (н, нн) ому
ручью. местами вода была застекл…(н, нн) а в чистый лед… (н, нн) ой панц…рь.
а лес всё вёл и вёл своими сложными пут… (н, нн) ыми и звери(н, нн)
ыми тропами. казалось что конца краю (не) буд…т этим деревьям сугробам этой
тишине и просквоже(н, нн) ому солнцем сумр…ку.
ii. грамматическое
1. выписать из текста 5 слов с орфограммами, определить их вид, выделить те
части слова, где они находятся.
2. выписать из текста 1 причастие, определить постоянные и непостоянные
признаки.
3. разобрать четвёртое предложение полным синтаксическим разбором.
4. выполнить словообразовательный разбор слов: гружё(н, нн)ый, плач…щих.
5. найти предложения с причастными оборотами, подчеркнуть в тексте обороты
как члены предложения.
6. разобрать морфемно слова: застекл…(н, нн) а, просквоже(н, нн) ому.
iii. работа с текстом
1. определить стиль текста, тип речи (типы речи).
2. выписать из текста 2 примера средств художественной выразительности,
определить вид (можно с дополнительными словами).
3. придумайте заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.
1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, началась сразу за школьной усадьбой. Едва тяжело гружёные снегом еловые лапы сменулись за их спиной, они сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и беззвучия. Кругом белым-бело. Лишь в вышине чернеют макушки рослых плачущих берёз, обдутые ветром. Тонкие веточки кажутся нарисованными на синей глади неба.
Дорожка проскользнувшая под аркой гнутой ветви сбежала к студёному ручью. Местами вода была застеклённа в чистый лёдной панцирь.
А лес всё вёл и вёл своими сложными путями и звериными тропами. Казалось, что конца края не будет этим деревьям сугробам этой тишине и просквоженному солнцем сумраку.
II. Грамматическое:
1. Выписать из текста 5 слов с орфограммами, определить их вид, выделить те части слова, где они находятся.
- тропинка (существительное, корень "троп", суффикс "ин", окончание "ка")
- повёл (глагол, корень "пов", окончание "ёл")
- плачущих (прилагательное, корень "плач", окончание "ущих")
- сбежала (глагол, корень "беж", приставка "с", окончание "ла")
- просквоженному (прилагательное, корень "сквож", приставка "про", окончание "енному")
2. Выписать из текста 1 причастие, определить постоянные и непостоянные признаки.
- гружёные (причастие, постоянные признаки: время - прошедшее, залог - страдательный; непостоянные признаки: род - мужской, число - множественное, падеж - именительный)
3. Разобрать четвёртое предложение полным синтаксическим разбором.
- Дорожка (подлежащее) проскользнувшая (определение) под (управление) аркой (обстоятельство места) гнутой (определение) ветви (дополнение) сбежала (сказуемое) к (обстоятельство места) студёному (определение) ручью (дополнение).
4. Выполнить словообразовательный разбор слов: гружё(н, нн)ый, плач…щих.
- Гружё(н, нн)ый: основа - груж, суффикс - ён, окончание - ный
- Плач…щих: основа - плач, приставка - не указана, суффикс - щих, окончание - не указано
5. Найти предложения с причастными оборотами, подчеркнуть в тексте обороты как члены предложения.
- Едва тяжело гружёные снегом еловые лапы сменулись за их спиной, они сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и беззвучия.
6. Разобрать морфемно слова: застекл…(н, нн) а, просквоже(н, нн) ому.
- Застекл…(н, нн) а: корень - стекл, приставка - за, окончание - а
- Просквоже(н, нн) ому: корень - сквож, приставка - про, окончание - ому
III. Работа с текстом:
1. Определить стиль текста, тип речи (типы речи).
- Стиль текста: описательный
- Тип речи: повествовательный
2. Выписать из текста 2 примера средств художественной выразительности, определить вид (можно с дополнительными словами).
- Едва тяжело гружёные снегом еловые лапы сменулись за их спиной, они сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и беззвучия. (метафора - снегом еловые лапы, мир покоя и беззвучия; эпитет - зачарованный)
3. Придумайте заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.
- "Магическая тропинка в лесу"