Гроза надвигалась.Всё чаще слышались раскаты грома.Нависли над степью тяжёлые тучи,опустились низко и обняли её.Они двигались неторопливо, точно раздумывали, где бы им поудобнее лечь на ещё горячую землю.Ветер утих, наступила тишина, которая предвещала близость дождя. Все растения насторожились: подсолнухи, лопухи, ростки сочной лебеды, которая росла возле дороги. Все птицы, кроме жаворонка, который ещё вился в небе и напевал что-то весёлое, почуяли запах дождя и умолкли. Дождь уже был близко, уж чувствовалось его дыхание. И вот разразился ливень. Крупные капли упали на землю, заблестели на листьях, смочили траву. Промокнув насквозь, мы побежали домой, уже не разбирая дороги. Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне слова. Объясните графически написание гласной. Приведите примеры чередований, отсутствующих в данном тексте. Укажите слова с безударными гласными в корне слова, подберите к ним проверочные. Сгруппируйте все орфограммы, встречающиеся в данном отрывке. Приведите примеры на каждое правило. раскаты грома.Нависли над степью тяжёлые тучи,опустились низко и обняли её.Они двигались неторопливо, точно раздумывали, где бы им поудобнее лечь на ещё горячую землю.Ветер утих, наступила тишина, которая предвещала близость дождя. Все растения насторожились: подсолнухи, лопухи, ростки сочной лебеды, которая росла возле дороги. Все птицы, кроме жаворонка, который ещё вился в небе и напевал что-то весёлое, почуяли запах дождя и умолкли. Дождь уже был близко, уж чувствовалось его дыхание. И вот разразился ливень. Крупные капли упали на землю, заблестели на листьях, смочили траву. Промокнув насквозь, мы побежали домой, уже не разбирая дороги. Задания 1)Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне слова. Объясните графически написание гласной. Приведите примеры чередований, отсутствующих в данном тексте. 2)Укажите слова с безударными гласными в корне слова, подберите к ним проверочные. 3)Сгруппируйте все орфограммы, встречающиеся в данном отрывке. Приведите примеры на каждое правило.
Объяснение:
1. Выписать слова с чередующимся гласными, выделить корень, добавить слова с чередующимся, которых нет.
◆ Корень РАСТ-//РАЩ-//РОС-: РАСТения, РОСТки (исключение), РОСла; добавим сРАЩение;
◆ корень БЛЕСТ-//БЛИСТ-: заБЛЕСТели; добавим заБЛИСТали;
◆ корень БЕР-//БИР-:разБИРая; добавим разБЕРёшь;
◆ корень МАК-//МАЧ-//МОК-//МОЧ-: сМОЧили, проМОКнув; добавим МАКать, заМАЧивать.
◆ чередование ИМ-//Я: ОБНЯли; добавим ОБНИМать.
Если же добавить надо слова с корнями ЗАР-//ЗОР-, ГАР-//ГОР-, КЛАН-//КЛОН-, ТВАР-//ТВОР-, КАС-//КОС-, ЛАГ-//ЛОЖ-, СКАК-//СКОЧ-, другими корнями с чередованием И//Е, то это просто сделать самостоятельно.
2. Пять слов с ПРОВЕРЯЕМЫМИ безударным гласными, подобрать проверочные.
Выбирайте:
◆ гроза́ – гро́зы;
◆ надвига́лась – дви́гать;
◆ тяжёлые – тя́жесть;
◆ тишина́ – ти́ше;
◆ дождя́ – до́ждик;
◆ весёлое – ве́село;
◆ напева́л – пе́ли;
◆ за́пах – па́хнет;
◆ побежа́ли – пробе́жка;
◆ домо́й – до́мик.
3. Сделать синтаксический разбор 3-го предложения
[Нависли над степью тяжёлые тучи, опустились низко и обняли её].
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
● Что? тучи – подлежащее, выраженное существительным.
● Тучи что сделали? нависли, опустились, обняли – однородные сказуемые, выраженные глаголами.
● Тучи какие? тяжёлые – определение, выраженное прилагательным.
● Нависли где? над степью – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
● Опустились как? низко – обстоятельство, выраженное наречием.
● Обняли кого? что? её – дополнение, выраженное личным местоимением.
Схема:
[ === _._._ ~~~ ___, === _._._ и === _ _ _ ].
Значки сказуемых заключите в кружочки – так Вы покажете, что сказуемые однородные.
(Взял с ответы Меил Ру, автор - Ирина Робертовна Махракова)