Чудо – это слово, которое в один миг разделяет людей на два противоположных лагеря: на тех, кто верит в чудеса и даже их видел, и на тех, кто в принципе отрицает возможность появления чудес. 250 лет назад французский философ-просветитель Дени Дидро писал: "Чудеса происходят там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще они случаются". При этом людям кажется, что они видят и чувствуют то, чего на самом деле не видят и не чувствуют.
Происходит непреднамеренный самообман. И вот что интересно: тот, кто верит в чудеса, раздражается, если кто-то хочет вывести его из этого состояния. "И горе тому, кто одернет не вовремя нас", - эти слова Булата Окуджавы можно полностью отнести и к этому феномену.
Зачастую чудо – это событие, описанное людьми, услышавшими о нем от тех, кто его не видел. Во всех религиозных преданиях говорится о чудесах, которые совершали их основатели. Согласно этим преданиям, и Будда, и Иисус Христос, и Магомет совершали чудеса. Однако сегодня многие священнослужители сомневаются в том, что чудеса, упомянутые в Библии, происходили на самом деле. Вот, например, как они трактуют эпизод с горящим кустом, описанный в главе "Исход". В книге "Was wirklich in der Bibel steht" «Что действительно записано в Библии») ряд немецких богословов не считают его буквальным описанием чуда. Они объясняют, что горящий терновый куст – это "символ внутренней борьбы Моисея со жгучими угрызениями совести". Далее в книге говорится: "Пламя также можно рассматривать как цветы, которые вдруг расцвели в ярком свете божественного присутствия". Устраивает вас такое толкование? Может быть, кто-то захочет предложить свою версию чуда? А почему бы и нет? Простор для творчества открыт.
Насколько распространена вера в чудеса? Примерно половина населения Греции уверена, что чудеса имеют место и даже случаются довольно часто. А вот Германский институт изучения общественного мнения, находящийся в Алленсбахе, опубликовал результат опроса, согласно которому более 70 процентов жителей Германии считает чудеса выдумкой, причем зачастую неумной, которая не подтверждает, а, наоборот, опровергает то, что она должна подтверждать.
Так всё-таки стоит ли верить в чудеса? ответ на этот вопрос зависит от самой малости: что мы понимаем под чудесами. Самое простое и естественное определение выглядит так: чудо – это нечто чрезвычайное, выходящее за рамки обычных представлений. Например, черная роза и белый лев – их не должно быть, но они есть – и это чудо. И разве не является чудом то, что, слушая ежедневные новости, которые можно рассматривать как историю тяжелой болезни этого мира, мы не сходим с ума и еще в состоянии радоваться жизни. Мы примиряемся с тяжелейшими жизненными потерями – и это тоже чудо. А любовь? Это тоже чудо, которому никто не дал разумного объяснения. Каждый из нас встречает ежедневно десятки людей. И вдруг встречаются два человека, они посмотрели друг на друга – и возникает любовь, которая может продлиться всю жизнь. И даже если любовь возникает не с первого взгляда, а со второго или только с десятого – это всё равно, это немыслимое чудо. А разве не чудо та неповторимая гамма душевных качеств, которыми наделен каждый из нас? Великодушие и благородство, альтруизм и самопожертвование, сострадание и многие другие высокие человеческие качества противоречат меркантильным законам материального мира. Каждый из нас был когда-нибудь творцом этого чуда или, по крайней мере, его свидетелем. А разве каждый человек – это не уникальное, единственное в своем роде чудо природы ( или всё-таки Божье творение )? Человеческий организм – это и сложнейшая сенсорная система, и саморегулирующийся двигатель, и самовоспроизводящийся, самопрограммирующийся компьютер – всё это чудесное и во многих отношениях непостижимое творение. Кто рискнет сказать, что он досконально знает, как функционирует человеческий организм, как работает мозг или как развивается эмбрион?
Чудо – это слово, которое в один миг разделяет людей на два противоположных лагеря: на тех, кто верит в чудеса и даже их видел, и на тех, кто в принципе отрицает возможность появления чудес. 250 лет назад французский философ-просветитель Дени Дидро писал: "Чудеса происходят там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще они случаются". При этом людям кажется, что они видят и чувствуют то, чего на самом деле не видят и не чувствуют.
Происходит непреднамеренный самообман. И вот что интересно: тот, кто верит в чудеса, раздражается, если кто-то хочет вывести его из этого состояния. "И горе тому, кто одернет не вовремя нас", - эти слова Булата Окуджавы можно полностью отнести и к этому феномену.
Зачастую чудо – это событие, описанное людьми, услышавшими о нем от тех, кто его не видел. Во всех религиозных преданиях говорится о чудесах, которые совершали их основатели. Согласно этим преданиям, и Будда, и Иисус Христос, и Магомет совершали чудеса. Однако сегодня многие священнослужители сомневаются в том, что чудеса, упомянутые в Библии, происходили на самом деле. Вот, например, как они трактуют эпизод с горящим кустом, описанный в главе "Исход". В книге "Was wirklich in der Bibel steht" «Что действительно записано в Библии») ряд немецких богословов не считают его буквальным описанием чуда. Они объясняют, что горящий терновый куст – это "символ внутренней борьбы Моисея со жгучими угрызениями совести". Далее в книге говорится: "Пламя также можно рассматривать как цветы, которые вдруг расцвели в ярком свете божественного присутствия". Устраивает вас такое толкование? Может быть, кто-то захочет предложить свою версию чуда? А почему бы и нет? Простор для творчества открыт.
Насколько распространена вера в чудеса? Примерно половина населения Греции уверена, что чудеса имеют место и даже случаются довольно часто. А вот Германский институт изучения общественного мнения, находящийся в Алленсбахе, опубликовал результат опроса, согласно которому более 70 процентов жителей Германии считает чудеса выдумкой, причем зачастую неумной, которая не подтверждает, а, наоборот, опровергает то, что она должна подтверждать.
Так всё-таки стоит ли верить в чудеса? ответ на этот вопрос зависит от самой малости: что мы понимаем под чудесами. Самое простое и естественное определение выглядит так: чудо – это нечто чрезвычайное, выходящее за рамки обычных представлений. Например, черная роза и белый лев – их не должно быть, но они есть – и это чудо. И разве не является чудом то, что, слушая ежедневные новости, которые можно рассматривать как историю тяжелой болезни этого мира, мы не сходим с ума и еще в состоянии радоваться жизни. Мы примиряемся с тяжелейшими жизненными потерями – и это тоже чудо. А любовь? Это тоже чудо, которому никто не дал разумного объяснения. Каждый из нас встречает ежедневно десятки людей. И вдруг встречаются два человека, они посмотрели друг на друга – и возникает любовь, которая может продлиться всю жизнь. И даже если любовь возникает не с первого взгляда, а со второго или только с десятого – это всё равно, это немыслимое чудо. А разве не чудо та неповторимая гамма душевных качеств, которыми наделен каждый из нас? Великодушие и благородство, альтруизм и самопожертвование, сострадание и многие другие высокие человеческие качества противоречат меркантильным законам материального мира. Каждый из нас был когда-нибудь творцом этого чуда или, по крайней мере, его свидетелем. А разве каждый человек – это не уникальное, единственное в своем роде чудо природы ( или всё-таки Божье творение )? Человеческий организм – это и сложнейшая сенсорная система, и саморегулирующийся двигатель, и самовоспроизводящийся, самопрограммирующийся компьютер – всё это чудесное и во многих отношениях непостижимое творение. Кто рискнет сказать, что он досконально знает, как функционирует человеческий организм, как работает мозг или как развивается эмбрион?