— Если хочешь знать Костя, — мечтательно вздыхает Василий Васильевич, — в мире нет дерева прекрасн_е, чем берёза. Бе-рё-за… Пока она маленькая, она похожа на девочку лет пятнадцати в корот_нькой юбочке бос_ком в платочке. Она всё время лепеч_т, лепеч_т перел_вает листочками. Только хороший человек может выр_сти из такой девочки.
Вот берёза становит? ся взрослой. И живёт она (в) месте с человеком его пон_мает. Зимой покрыта изморо (з, с) ью… Стоит (не) подвижная а вокруг тихо и пасмурно. Как будто оделась украсилась потом загрустила, так и замёрзла замолчала…
Весной она ожива_т. Нежит? ся на солнце. Наб_рает силы. Почки на ней набухают. И ещё нет н_ одного листочка а уже ве_т от неё листвой…
Летом стоит она тёмная густая и зелёная. Ветви длинные нежные мягкие. Можно спрятать лицо в её ветвях печально св_сающих до земли. Если кругом жарко — сразу стан_т прохладно. А послуша_шь берёзу, а она: «Живи, живи, живи Костя! Живи, живи, живи Василий Васильевич!»
А осенью… Костя дай (ка) гитару! Осенью берёза янтарная. Небо над ней прозрач? ное… Смотр_шь в небо — пропасть голова кружит? ся. А берёза свечка не шелохнётся не вздохнёт листья зам_рли говорят без слов…
Да! Там, где есть берёза без всякого сомнения может жить и не тосковать русский человек!
(По С. Залыгину)
Задания.
1. Вставь пропущенные знаки препинания.
2. Реши орфографические задачи.
3. Озаглавь текст.
4. Определи тип и стиль текста, аргументируй свою точку зрения.
5. Объясни, как ты понимаешь последнее предложение текста.
6. Произведи полный синтаксический разбор любого предложения с обращением.
7. Выпиши из текста сказуемые:
а глагольное,
б) составное глагольное,
в) составное именное.
8. Произведи морфемный и словообразовательный разбор слова мечтательно.
9. Укажи морфологические признаки, которыми различаются слова послуша_шь и смотр_шь.
10. Напиши миниатюру о своём любимом дереве