Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад «вывел» формулу, с которой описал требования, предъявляемые к произведению архитектуры: прочность, польза, красота. То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. Несомненно также, что величайшие памятники древней архитектуры сохранились благодаря прочности и надежности строительного материала и конструкции здания. Но при чем здесь польза? Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры?
Самое прямое! В зависимости от своего назначения здания имели ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку и декор. Именно назначением сооружения, то есть требованием пользы, определялись рамки, в которых творил архитектор. И многие архитектурные ходы, решения, ставшие образцами для строительства на века вперед, появились как результат учета внешних факторов, как попытка архитектора объединить требования пользы и красоты.
Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов: высокая крутая кровля не выдерживала ни снег, ни воду. По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские.
(По Ю.С. Рябцеву.)
Сжать при приёмы сжатия