Дополните текст подходящими по смыслу и форме прилагательными. Прекрасным, скучными, учёнейший, замкнутыми, удивительной, неожиданной, яркой, метких, удачных.
Учёные специалисты обыкновенно бывают самыми ... и ... людьми на свете. Этот ... профессор оказался ... и неожиданным исключением в их среде. Он обладал заставить слушателя видеть, слышать тот предмет или лицо, о котором идёт речь. Это искусство не стоило ему никаких усилий, ведь он не искал ни ... слов, ни ... сравнений, они сами приходили к нему в голову и бежали с языка. Любую вещь, любое явление, о котором он говорил, он умел повернуть ... и ... стороной.
Образуйте от данных прилагательных краткую форму, где это возможно. Напротив прилагательных, которые не образуют краткую форму, напишите слово «нет».
сладкий —
весёлый —
несчастный —
безумный —
уникальный —
стеклянный —
английский —
ручной —
тёмный —
западный —
Установление соответствий между элементами двух множеств
Найдите соответствие между прилагательными и их сравнительной степенью.
Дорогой, твёрдый, плохой, красивый, ужасный, сильный, ми́зерный, лёгкий, сладкий, хороший, искусный.
Хуже, ужаснее, красивее, дороже, ми́зернее, слаще, лучше, искуснее, твёрже, легче, более сильный
Задание 1.
Спишите пословицы и поговорки. Числительные подчеркните и скажите, к какому разряду они относятся.
1. Семеро плотников прямо дом не поставят (русская). 2. Семеро по зайцам, один молотить (русская). 3. Ему семерых посади – всех до смерти заврет (русская). 4. Один слепой муж лучше семерых деверей (армянская). 5. Двое пашут, а семеро руками машут (русская).
Задание числительные два, три, четыре. Обратите внимание на необычные окончания. Выделите их.
Задание два любых числительных от 5 до 20. Какую особенность в их склонении вы заметили?
Задание 4.
Спишите пословицы и поговорки; цифры пишите словами, ь подчеркните.
Сколько ни думай, а половина ста – 50 (татарская). 2. Одного камня хватит на 50 глиняных горшков (эфиопская). 3. Сорок лет – расцвет молодости, 60 – расцвет мужества (таджикская). 4. Читать книжку в 52 листа [т. е. играть в карты] (русская). 5. Каков в семь лет, таков и в 70 (турецкая). 6. 70 лет для невесты много, а для бабушки – в самый раз (русская). 7. В 80 лет – что трёхлетний (японская). 8. Когда беда пройдёт и всё уймется, тотчас 500 советчиков найдётся (узбекская).
Задание на выбор одно из словосочетаний:
40 порций мороженого, 90 белых мышей, 100 томов «Всемирной литературы».
Домашнее задание.
Единичный выбор
Выберите личное местоимение:
А) наш;
Б) себя;
В) она.
Разбор задания: местоимение наш является притяжательным, себя – возвратным.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите строку, где все слова являются местоимениями 2 лица.
А) кем, собой, тебя;
Б) меня, никем, о вас;
В) о тебе, вам, с тобой.
Разбор задания:
Вспоминаем, что к местоимениям 1 лица относятся я и мы в разных падежных формах, к местоимениям 3 лица – он, она, оно, они в разных падежных формах.
Домашнее задание.
К каждому слову подберите однокоренной глагол с суффиксами -ыва (-ива), -ова (-ева). Запишите глаголы, распределяя их по соответствующим графам таблицы
Слова для справок: Горе, линейка, выкройка, жалоба, затронуть, голос, основа, ночь, брызги, штраф, шаг.
Образуйте от данных прилагательных краткую форму, где это возможно. Напротив прилагательных, которые не образуют краткую форму, напишите слово «нет».
сладкий — сладок
весёлый — весёл
несчастный — нет
безумный — безумен
уникальный — нет
стеклянный — нет
английский — нет
ручной — нет
тёмный — тёмен
западный — нет
Установление соответствий между элементами двух множеств
Найдите соответствие между прилагательными и их сравнительной степенью.
Дорогой - дороже
твёрдый - твёрже
плохой - хуже
красивый - красивее
ужасный - ужаснее
сильный - сильнее
мизерный - нет
лёгкий - легче
сладкий - слаще
хороший - лучше
искусный - искуснее
Задание 1.
Спишите пословицы и поговорки. Числительные подчеркните и скажите, к какому разряду они относятся.
1. Семеро плотников прямо дом не поставят (русская). (Семеро - кратное)
2. Семеро по зайцам, один молотить (русская). (Семеро - кратное)
3. Ему семерых посади – всех до смерти заврет (русская). (Семерых - количественное)
4. Один слепой муж лучше семерых деверей (армянская). (Один, семерых - количественные)
5. Двое пашут, а семеро руками машут (русская). (Двое, семеро - количественные)
Задание числительные два, три, четыре. Обратите внимание на необычные окончания. Выделите их.
выкройка, основа, ночь (необычное окончание -ь)
Задание двух любых числительных от 5 до 20. Какую особенность в их склонении вы заметили?
пять - пятью (особенность склонения - добавление окончания -ю при образовании формы дательного падежа)
девять - девятью (особенность склонения - добавление окончания -ю при образовании формы дательного падежа)
Задание 4.
Спишите пословицы и поговорки; цифры пишите словами, ь подчеркните.
1. Сколько ни думай, а половина ста – 50 (татарская).
2. Одного камня хватит на 50 глиняных горшков (эфиопская).
3. Сорок лет – расцвет молодости, 60 – расцвет мужества (таджикская).
4. Читать книжку в 52 листа [т. е. играть в карты] (русская).
5. Каков в семь лет, таков и в 70 (турецкая).
6. 70 лет для невесты много, а для бабушки – в самый раз (русская).
7. В 80 лет – что трёхлетний (японская).
8. Когда беда пройдёт и всё уймется, тотчас 500 советчиков найдётся (узбекская).
Задание на выбор одно из словосочетаний:
40 порций мороженого, 90 белых мышей, 100 томов «Всемирной литературы».