ДО 12:40
(1)Пока средневековые алхимики тщетно пытались получить заветный металл, в глухих лесах Заволжья русские мужики творили иное золотое чудо. (2) Словно волшебники из сказки, умеющие превращать обыкновенный камень в сверкающий алмаз, они в крестьянской печи с дерева, олифы, двух красок да оловянного порошка создавали горящие золотом ковши, ложки, братины такой дивной красоты и богатства, что они золотыми, хотя золота в них не было совсем.(3) Чудо это прозвали Золотой Хохломой.
(4) На Руси испокон веков щи хлебали деревянными ложками из деревянных плошек, квас пили из деревянных ковшей. (5) Убога была такая утварь и вся обстановка избы с маленькими подслеповатыми окошками, с коптящей по вечерам лучиной, с гладкими стругаными столами и лавками. (6) Но извечная тяга к праздничности, врождённое стремление украшать себя и всё окружающее научили его преображать свою скудную жизнь, всюду и во всём создавая красоту.
(7) Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг торгового села Хохломы, издавна занимались ложкарно-посудным делом. (8) Из дерева вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки и иную утварь. (9) Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины. (10) Для крепости покрывали олифой и закаляли в печи. (11) Потом лудил и, и дерево как будто исчезло. (12) На серебристую поверхность виртуозным движением мастер наносил растительные узоры красной или чёрной краской.
(13) Выработанные рукой многих поколений, узоры всегда были изысканны и точны. (14) После раскраски вещь много раз покрывали олифой, много раз сажали в раскалённую печь. (15) Именно от температуры зависело, вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. (16) Наконец из печи вынимали чашу, самим солнцем согретую, драгоценную от искусства, вложенного в неё.
(17) Такие деревянные чаши и ложки, естественно, больше не боялись горячих щей и каши, в прочности и красоте не уступали боярским –золотым и серебряным. (18) Какую радость, какой праздник приносили они в жизнь крестьянина! (19) В доме его становилось уютнее и веселее уже не одно столетие, а замечательное искусство Хохломы живёт и продолжает радовать людей, оно умело выдержать конкуренцию и донести традиции этого ремесла до наших дней. (21) Народное искусство Хохломы –одно из замечательных проявлений национальной культуры, памятник духовной жизни народа –учит нас видеть и любить красоту в и малом.
1. Озаглавьте текст .
2.Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «вспыхнет ли изделие золотом».
3.В предложениях 20-21найдите слово со значением «соперничество, состязательность». Выпишите это слово
4.Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) памятник жизни (предложение 21)
2) чаши не боялись (предложение 17)
3) утварь и обстановка (предложение 5)
4) создавая всюду (предложение 6)
5. Из предложения 19 выпишите грамматическую основу
6. Определите тип односоставного предложения 16. Запишите ответ.
7. Среди предложений 17-19 найдите предложение с вводным словом. Запишите его номер.
8. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Запишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 5-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Запишите номер этого предложения
10. Среди предложений 17-19найдите предложение, соответствующее схеме
[= и =]. Запишите номер этого предложения

Задание на 30-40 минут от Елены Валентиновны

Marysilly Marysilly    1   18.05.2020 12:57    192

Другие вопросы по теме Русский язык